По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О сценическом воплощении народного танца

Анна Калыгина заведующая отделом хореографии ГРДНТ им. В.Д. Поленова, заслуженный работник культуры, кандидат наук

Такая большая дисциплина, как народный и народно-сценический танец, который представляет хореографическая номинация в рамках Всероссийского фестиваля любительских творческих коллективов, должна быть всем понятна, но в то же время она имеет много отличий. В 2020 г. мы видели коллективы стилизованного народного танца, которые демонстрировали современное прочтение, современный взгляд на народный танец и традицию. А в 2021 г. ансамбли представляли традиционную народную культуру и народный танец, где все связано с его исконными проявлениями, с его корнями. И вот это крайне важно, когда мы говорим о сохранении традиции.

Различие между традиционным и сценическим танцем в том, что традиционный танец до сих пор еще бытует в социуме и в деревнях, где его исполняют в основном люди старшего поколения. Но когда мы его переносим на сценическую площадку, он приобретает несколько иной вид. Мы не можем перенести народный танец из бытовой обстановки на сцену в чистом виде и придаем ему некоторую праздничность. В то же время подчеркиваем его уникальность, важность и те моменты, которые специалисты исследуют в бытовом танце. Все это наши хореографы стараются вынести на сцену и поделиться этим с широкой публикой.

Основные критерии оценки таких танцев — это, конечно, подлинность традиции, то, на что мы опираемся и без чего не можем двигаться дальше в XXI веке. Традиции и исконные корни первостепенны для всех людей, в независимости от их национальности и вероисповедания. Важность этого члены жюри подчеркивают в первую очередь, выставляя оценки.

Не менее значимо и авторское видение. В сценическом воплощении важно, как сегодняшние хореографы интегрируют в современное пространство наши культурные традиции. Через призму своего взгляда они показывают, что такое традиция, как она существует, как танцевали раньше и как сегодняшняя молодежь исполняет те же старинные танцы. И, конечно, всегда мы приветствуем новаторство, потому что без него нет движения вперед. Традиции, увиденные новым взглядом, новыми глазами, — это и есть новаторство. Таким образом у нас получается сохранение и развитие традиции.

Для Цитирования:
Анна Калыгина, О сценическом воплощении народного танца. Дом культуры. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: