В соответствии со статьей 78 ТК ЕАЭС порядок и технологии совершения таможенных операций зависят от категории товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, вида транспорта, с помощью которого осуществляется перевозка товаров, от категории лиц, перемещающих товары, особенностей таможенного декларирования и выпуска товаров, а также от таможенных процедур, под которые помещаются товары [1]. Одним из обязательных условий выпуска товаров и помещения его под таможенную процедуру является уплата таможенных платежей.
Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и также национальными законодательствами государств — членов ЕАЭС установлена система таможенных платежей, включающая в себя наряду с ввозной таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость, акцизами, взимаемыми при ввозе товаров на таможенную территорию, такой вид таможенных платежей, как таможенные сборы [2].
Значимость оптимизации процедуры уплаты и администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подтверждает «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Четвертый целевой ориентир Стратегии направлен на решение проблемных вопросов в области таможенных платежей. Точками роста в этом направлении призваны стать:
- самостоятельное управление плательщиками таможенных и иных платежей своими денежными средствами, зафиксированными на едином лицевом счете;
- глобальное электронное взаимодействие таможенных органов с плательщиками при осуществлении таможенных операций;
- автоматизация таможенных операций по администрированию денежных средств, поступающих на счета Федерального казначейства, и обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин [3].
Наиболее значимыми в системе таможенных платежей являются таможенные пошлины, устанавливаемые на наднациональном и национальном уровне. На долю таможенных сборов приходится всего 0,3 %, что вполне логично, поскольку фискальная функция таможенных сборов гораздо менее выражена в сравнении с другими таможенными платежами [4]. Однако таможенные сборы, которые не относятся к основным видам платежей, оказывают значительное влияние на внешнеторговую деятельность и регулируются национальным законодательством.