По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 784.7 DOI:10.33920/nik-02-2305-08

О специфике творческого труда. История создания песни «Зеленые куртки»

Напреев Борис Дмитриевич профессор кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, доктор искусствоведения, член Союза композиторов Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Республики Карелия, 185031, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Ленинградская, 16, эл. адрес: naboris@sampo.ru

В творчестве иногда случаются счастливые находки. Они возникают неосознанно, что характерно для искусства. Музыка для композитора — это возможность зафиксировать в нотах и передать музыкой настроение слушателю. Создание песни «Зеленые куртки» проходило во время ощущения романтики Дальнего Востока. Каждое лето студенты разных вузов страны заполоняли дальневосточные стройки и создавали необычную атмосферу созидания и креативной среды. Автор этой статьи работал в вузе и находился среди студентов. В то время сам совсем недавно окончил консерваторию по классу композиции. Это было начало творческого пути и молодость, которая способна на многое. Студенческая песня «Зеленые куртки» была написана в 1968 году. Она посвящалась 50-летию ВЛКСМ и Всесоюзному движению студенческих строительных отрядов. В ССО каждое лето зеленые куртки надевали 800 тысяч студентов. Они выполняли огромный объем строительных работ. Особенно это было важно для отдаленных и малонаселенных районов Дальнего Востока. Песне «Зеленые куртки» в этом году исполняется 55 лет. Известно, что есть люди, студенты 1960-х и 1970-х, которые собираясь вместе, поют ее до сих пор. Это означает только одно: песня запала в душу. Авторам удалось ухватить особую атмосферу времени и зафиксировать ее в словах и музыке. Специфика творческого процесса, процесса создания произведения, раскрывается в данной статье.

Литература:

1. Бобошко А.С. Сцены из студенческой жизни. Записки выпускника ХГИК / Александр Семенович Бобошко. — Хабаровск: ХГИК, 2018. — 274 с.

2. Бородай А.Д. Сеять разумное, доброе, вечное.. // Культура и наука Дальнего Востока. Научно-практический журнал. — 2018. — №24. — С. 50–55

3. Бородай А.Д. Первые студенческие отряды ХГИК // ХГИК в нашей жизни: Время. События. Люди. Сборник статей / сост. Бородай А.Д. Под редакцией С.Н. Скоринова — Хабаровск: Хабаровский государственный институт культуры, 2018. — С. 237–259.

4. Зеленые куртки. Рекомендации для агитбригад студенческих отрядов. Хабаровский краевой штаб студенческих отрядов крайкома ВЛКСМ. //музыкальный редактор — Борис Напреев, художник — Роман Долгих, составитель — Александр Бородай. — Хабаровск: Хабаровское книжное из-во, 1973. — 80 с.

5. Напреев Б. «Зеленые куртки». Песня студенческих строительных отрядов // Эстрадный ансамбль под управлением Вадима Горовца. Солист Вячеслав Кринов.// https://classic-online.ru/ru/production/ 9?ysclid= ldxaalevgu 920456911 ( дата обращения: 9.02.2023 г.)

6. Успенский В.В. Роль институтов культуры в развитии и становлении музыкальной культуры России // Вопросы развития творческой среды Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Хабаровского государственного института культуры (24–35 октября 2018 г.) г. Хабаровск/ гл. ред. Скоринов С.Н., научн. Ред Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова. — Хабаровск, 2018. — С. 19–20.

1. Boboshko A.S. Stseny iz studencheskoy zhizni. Zapiski vypusknika KHGIK / Aleksandr Semenovich Boboshko. — Khabarovsk: KHGIK, 2018. — 274 s.

2. Boroday A.D. Seyat' razumnoye, dobroye, vechnoye.. // Kul'tura i nauka Dal'nego Vostoka. Nauchno-prakticheskiy zhurnal. — 2018. — №24. — S. 50–55.

3. Boroday A.D. Pervyye studencheskiye otryady KHGIK // KHGIK v nashey zhizni: Vremya. Sobytiya. Lyudi. Sbornik statey / sost. Boroday A.D. Pod redaktsiyey S.N. Skorinova — Khabarovsk: Khabarovskiy gosudarstvennyy institut kul'tury, 2018. — S. 237–259.

4. Zelenyye kurtki. Rekomendatsii dlya agitbrigad studencheskikh otryadov. Khabarovskiy krayevoy shtab studencheskikh otryadov kraykoma VLKSM. // muzykal'nyy redaktor — Boris Napreyev, khudozhnik — Roman Dolgikh, sostavitel'Aleksandr Boroday. — Khabarovsk: Khabarovskoye knizhnoye iz-vo, 1973. — 80 s.

5. Napreyev B. «Zelenyye kurtki». Pesnya studencheskikh stroitel'nykh otryadov // Estradnyy ansambl' pod upravleniyem Vadima Gorovtsa. Solist Vyacheslav Krinov.// https://classic-online.ru/ru/production/ 9?ysclid= ldxaalevgu 920456911 ( data obrashcheniya: 9.02.2023 g.)

6. Uspenskiy V.V. Rol' institutov kul'tury v razvitii i stanovlenii muzykal'noy kul'tury Rossii // Voprosy razvitiya tvorcheskoy sredy Dal'nego Vostoka Rossii i AziatskoTikhookeanskogo regiona: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 50-letiyu Khabarovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury (24–35 oktyabrya 2018 g.) g. Khabarovsk/ gl. red. Skorinov S.N., nauchn. Red Ye.V. Savelova, sost. Ye.N. Lunegova. — Khabarovsk, 2018. — S. 19–20.

Зеленые куртки! Это название песни, главным «героем» которой была всего лишь обыкновенная, но надолго запоминающаяся деталь одежды стройотрядовцев. Эту песню неожиданно для авторов постиг ошеломляющий успех. Её с большой охотой пела студенческая молодежь c конца 1960-х по 1980-е годы почти по всему Советскому Союзу. В тех куплетах, в которых местная топонимика не соответствовала (ведь Тымь, Хор — «принадлежность» дальневосточных краев), она мгновенно заменялась на свою. Песню запели, несмотря на «неправильность»: ведь она начиналась с припева. Её множество раз публиковали различные газеты, методические рекомендательные листки, нотные издательства. Транслировало радио и телевидение, пели в поездах, у костров и в походах. Даже фирма «Мелодия» нашла для нее местечко на долгоиграющем диске. Все так и было, но для меня и поэта Валерия Шульжика эта песня до сих значит гораздо больше, чем просто творческая удача. Но все же первое, что восстанавливает память — удача [4, c. 3].

Конечно, это была удача. Удивительная удача. Мне, недавно закончившему Новосибирскую консерваторию по классу композиции у замечательных учителей-композиторов Георгия Николаевича Иванова и Алексея Федоровича Яковлева, что называется «и не снилось», что может вот так — вдруг «свалиться» такая удача. Но она почти в прямом смысле «свалилась». Технически (если под этим подразумевать сам процесс сочинения) все выглядело «ненормально». Я привык (потому что был приучен своими наставниками) работать тщательно, не торопясь и добросовестно анализировать возможные варианты мелодии, гармонии и прочих элементов произведения. Все должно даваться «в поте лица». Таков педагогический девиз. Такова и практика. После «семи потов» обязательно придет то профессиональное состояние, только которое и способно дать ощущение вдруг свалившейся удачи, хотя на самом деле такие удачи сваливаются не вдруг, а именно в награду за «семь потов». Но в нашем случае все произошло как-то не так [4, c. 4].

Крайком комсомола Хабаровского края попросил нас написать к приближающемуся юбилею Комсомола несколько песен. Начали писать. Что-то получалось, что-то летело в корзину. И вот в один замечательный (действительно, замечательный) день Валерий приносит текст «Зеленых курток». Читаю и выношу безжалостный приговор: надо переделать. Переделать потому, что в разных строках наблюдался дисбаланс количества слогов (что «с первого взгляда» на музыку плохо ложилось), который как бы противоречил основным законам массовой песни. Огорченный соавтор уходит, а внутри у меня вдруг «запело». Бегу вслед и прошу не переделывать. А через десять минут песня была готова. Не могу поверить. Продолжаю вслушиваться в музыку. Делаю «как учили», а ни мелодия, ни гармония, ни ритм, ни фактура не поддаются улучшениям. Всё! Цемент «схватился»!

Для Цитирования:
Напреев Борис Дмитриевич, О специфике творческого труда. История создания песни «Зеленые куртки». Ученый совет. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: