Статья поступила 27.11.2021.
Received 27.11.2021
Процессы цифровизации за последние несколько лет охватили все основные сферы современного государства и общества. Политическим, социальным, правовым и экономическим проблемам внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и цифровизации посвящено множество публикаций, защищены ряд диссертационных исследований в современной российской науке [1; 2; 3, с. 33; 4, с. 86; 5, с. 17; 6, с. 18; 9, с. 468; 10] и за рубежом [13–15]. Это с одной стороны.
С другой стороны, экономика ряда зарубежных стран полностью построена на производстве и экспорте высоких технологий [7, с. 42; 8, с. 30]. Однако тема продолжает наращивать свою актуальность в силу новых вызовов.
По всей видимости, пандемия COVID-19 с марта 2020 г. после введения в России локдауна навсегда изменила инструменты реализации образовательных услуг в сфере высшего образования. Массовый ввод дистанционного образования весной 2020 г. в практику преподавания в высшей школе России показал ее преимущества и недостатки, особенно для гуманитарных направлений подготовки и заочной/очно-заочной формы обучения.
Пандемийная эпопея еще не завершена, и прогнозы по ее завершению в ближайшем году неясны. А это значит, что, скорее всего, дистанционный формат обучения может остаться как минимум для заочников доминирующим и в последующие годы.
Для целей настоящей статьи важен иной избранный нами аспект, а именно вопрос состояния информационного, компьютерного, цифрового обеспечения образовательного процесса (далее при упоминании в качестве статистического показателя — оборудования) высшего образования в Российской Федерации.
В настоящей статье мы опираемся на данные Росстата, в частности данные, размещенные в формах № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» и № ВПО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательной организации высшего образования».