По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5 (075.8)

О совершенствовании подготовки специалистов производства на основе изучения опыта ПАО «АвтоВАЗ»*

Бухалков М.И. д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Самарский государственный технический университет, Самара
Кузьмина Н.М. д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента института профессионального образования, Самарский государственный медицинский университет, Самара
Кузьмин М. А. канд. экон. наук, исполнительный директор компании ООО «С-Мед», Самара

В статье раскрываются основные направления совершенствования подготовки специалистов машиностроительных предприятий на основе изучения передового опыта Волжского автомобильного завода ПАО «АвтоВАЗ» в области теории и практики организации и освоения поточно-массового производства легковых автомобилей. Приводятся разработанные авторами научные и учебные рекомендации, направленные на улучшение существующего состояния подготовки будущих инженеров и экономистов машиностроительного профиля в высшей школе.

Литература:

1. Кацура П.М. АвтоВАЗ и его время [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vdoc.pub/documents/-4q5djdt2g900 (дата обращения: 12.01.2024).

2. Карпов Е.П. Творцы АвтоВАЗа. Система справедливости [Электронный ресурc]. — Режим доступа: litresp.ru/chitat/ru/К/karpov-evgenij-petrovich (дата обращения: 15.01.2024).

3. Гонзальез Э.Ф., Кондратов Э.М. Это и есть эффективность. Об опыте АвтоВАЗа. — Москва: Политиздат, 1986. — 160 с.

4. Бухалков М.И. Организация производства на предприятиях машиностроения. Учебник для студентов. — Москва: ИНФРА-М, 2010. — 512 с. URL: https://znanium.com/cover/0181/181443.jpg

5. Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — Москва: Республика, 1992. — 352 с.

6. Монден Я. Тойота: Методы эффективного управления. Сокр. пер с англ. — Москва: Экономика, 1989. — 288 с.

7. Бухалков М.И. Организация и нормирование труда. Учебник для вузов. — 4-е издание. Москва: ИНФРА-М, 2023. — 380 с. ISBN 978160186535.

8. Бухалков М.И., Кузьмина Н.М. Опыт совершенствования организации труда и производства в ПАО «АвтоВАЗ» // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. — 2024. — № 3. — С. 52–61.

9. АвтоВАЗ поднял зарплату рабочим второй раз за 2024 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://лада.онлайн/auto-news/autovaz/38311-avtovaz-podnjal-zarplaty-rabochim-vtoroj-raz-za-2024-god.html (дата обращения: 20.09.2024).

10. Желнина Е.В. ОАО АвтоВАЗ: школа организаторов труда // Кадровик. — 2007. — № 2. https://elibrary.ru/item.asp?id=9456721.

11. Никитина О. АвтоВАЗ на 70 % увеличил производство автомобилей в 2023 году / Коммерсантъ. — 2024. — 11 января. kommersant.ru/doc/6444631.

12. Ильин С. АвтоВАЗ раскрыл полный перечень вакансий с зарплатами. Автогигант нуждается в работниках: вакантны более 100 позиций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://motor.ru/news/avtovaz-zarplaty-19-08-2023.htm (дата обращения: 11.03.2024).

* Окончание. Начало статьи читайте в журнале «Нормирование и оплата труда в промышленности» № 1 (2025).

В плановой экономике на промышленных предприятиях , как известно, применялись две основные формы оплаты труда всех категорий работников. Первая форма — это сдельная оплата, или «сдельщина», когда заработная плата устанавливается в соответствии с количеством и качеством произведенной продукции и дополнительной премией. Вторая форма — повременная оплата, или «повременка», когда вознаграждение или размер зарплаты определяется фактически отработанным временем и тарифной ставкой работника с премиальными выплатами [7, с. 348].

Действующая на Волжском автозаводе система оплаты нормированного труда рабочих сочетает в себе элементы сдельной и повременной заработной платы и много новых управленческих инноваций с учетом существующих экономических ограничений.

В новой системе оплаты труда персонала, разработанной на Волжском автозаводе, были использованы основные элементы повременной и сдельной форм заработной платы, а также различные виды стимулирующих доплат и компенсационных выплат работникам. Постоянная или тарифная часть оплаты была ориентирована прежде всего на качество труда на конкретном рабочем месте в условиях поточного производства и уровень профессионального мастерство рабочих, поскольку ее размер зависел главным образом от присвоенного рабочему разряда в соответствии с его производственной квалификацией [1]. Вторая сдельная часть заработной платы ориентировалась на конечный результат труда рабочих, то есть на степень достижения уровня фактического выполнения операции каждым рабочим относительно проектной нормы времени.

Среди основных разработчиков вазовской сис темы оплаты труда рабочих и специалистов были такие известные экономисты, как П. М. Кацура, А. К. Осипов, Л. Т. Бредихин, Ю. К. Епончинцев, В. Я. Толкачев, Е.П. Карпов и многие другие руководители ведущих плановых и экономических служб предприятия. В ходе выработки и принятия своих управленческих решений все специалисты исходили тогда из самого важного принципа — обеспечение стабилизации работы сборочного конвейера в соответствии с техническим проектом. В новых очень сложных организационных и технологических условиях функционирования поточного производства требовалось установление на всех рабочих местах поточной линии постоянных норм труда, равных расчетному значению затрат времени на выполнение операций (работ) по проекту [1, 2].

Для Цитирования:
Бухалков М.И., Кузьмина Н.М., Кузьмин М. А., О совершенствовании подготовки специалистов производства на основе изучения опыта ПАО «АвтоВАЗ»*. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала