* Окончание. Начало статьи читайте в журнале «Нормирование и оплата труда в промышленности» № 1 (2025).
В плановой экономике на промышленных предприятиях , как известно, применялись две основные формы оплаты труда всех категорий работников. Первая форма — это сдельная оплата, или «сдельщина», когда заработная плата устанавливается в соответствии с количеством и качеством произведенной продукции и дополнительной премией. Вторая форма — повременная оплата, или «повременка», когда вознаграждение или размер зарплаты определяется фактически отработанным временем и тарифной ставкой работника с премиальными выплатами [7, с. 348].
Действующая на Волжском автозаводе система оплаты нормированного труда рабочих сочетает в себе элементы сдельной и повременной заработной платы и много новых управленческих инноваций с учетом существующих экономических ограничений.
В новой системе оплаты труда персонала, разработанной на Волжском автозаводе, были использованы основные элементы повременной и сдельной форм заработной платы, а также различные виды стимулирующих доплат и компенсационных выплат работникам. Постоянная или тарифная часть оплаты была ориентирована прежде всего на качество труда на конкретном рабочем месте в условиях поточного производства и уровень профессионального мастерство рабочих, поскольку ее размер зависел главным образом от присвоенного рабочему разряда в соответствии с его производственной квалификацией [1]. Вторая сдельная часть заработной платы ориентировалась на конечный результат труда рабочих, то есть на степень достижения уровня фактического выполнения операции каждым рабочим относительно проектной нормы времени.
Среди основных разработчиков вазовской сис темы оплаты труда рабочих и специалистов были такие известные экономисты, как П. М. Кацура, А. К. Осипов, Л. Т. Бредихин, Ю. К. Епончинцев, В. Я. Толкачев, Е.П. Карпов и многие другие руководители ведущих плановых и экономических служб предприятия. В ходе выработки и принятия своих управленческих решений все специалисты исходили тогда из самого важного принципа — обеспечение стабилизации работы сборочного конвейера в соответствии с техническим проектом. В новых очень сложных организационных и технологических условиях функционирования поточного производства требовалось установление на всех рабочих местах поточной линии постоянных норм труда, равных расчетному значению затрат времени на выполнение операций (работ) по проекту [1, 2].