15 июня 2001 г. в Шанхае главы Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана приняли Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества [2].
На этапе вступления в новое десятилетие своего развития Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) твердо закрепилась в роли одного из ведущих мировых трансрегиональных объединений для комплексного реагирования на вызовы и угрозы безопасности, обеспечения устойчивого экономического развития, углубления диалога между цивилизациями [1].
Принятое чуть менее 20 лет назад решение было ответом на объективные вызовы и угрозы стабильности и безопасности региона.
Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон, подводя итог двадцатилетнему развитию регионального международного объединения, выделяет ряд ключевых причин его появления [7]:
— разрушение биполярной системы в международных отношениях;
— формирование нового мирового порядка вследствие распада бывшего СССР;
— рост новых вызовов и угроз, среди которых терроризм, экстремизм и сепаратизм;
— реализация принципов справедливого мирового порядка, в котором доминирует стремление к совместному развитию с учетом опыта взаимоотношений, которые сложились между странами региона в рамках Шанхайской пятерки;
— совместный поиск новых эффективных механизмов, которые усиливали бы региональную интеграцию стран;
— формирование нового стиля сотрудничества в регионе, где приоритетными направлениями являются обеспечение безопасности, экономическое взаимодействие и сотрудничество во всех сферах.
Новые условия и сложившиеся реалии в ключевых областях жизнедеятельности государств–членов Организации потребовали от созданного международного межгосударственного объединения работать по-другому, более активно содействовать решению актуальных региональных проблем в области безопасности.
7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге главами шести государств было подписано Соглашение между государствами–членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре (далее — Соглашение, РАТС) [13].
Соглашение, в свою очередь, раскрыло задачи и функции РАТС как постоянно действующего органа ШОС в статусе юродского лица, по содействию координации и взаимодействию компетентных органов государств–членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Главными её функциями были определены координация усилий в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; разработка предложений в обозначенной области, сбор и анализ информации, формирование банка данных о лицах и организациях, оказывающих поддержку преступникам, содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с названными явлениями, поддержание контактов с международными организациями.
Помимо задач и функций, Соглашение зафиксировало структуру РАТС:
— Совет РАТС ШОС — руководящий орган, принимающий обязательные к исполнению компетентными органами государств-членов ШОС решения;
— а также Исполнительный комитет РАТС ШОС — постоянно действующий рабочий орган, осуществляющий ежедневную работу по координации взаимодействия компетентных органов государств-членов ШОС, а также выполнение принятых Советом РАТС ШОС решений.
За годы своего существования компетентными, в первую очередь правоохранительными, органами государств–членов ШОС была проделана большая работа, внесен значительный вклад в создание общей системы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в рамках Организации.
Российская Федерация в лице своих компетентных органов [15] осуществляет деятельность, направленную на углубление многостороннего антитеррористического взаимодействия в рамках РАТС ШОС с 2004 г. [14].
Документы, подготавливаемые Региональной антитеррористической структурой, регулярно обсуждаются и получают высокую оценку и одобрение высшего руководства стран на Совете глав-государств и Совет глав-правительств государств-членов ШОС. Как наиболее масштабные и основополагающие из них — это Конвенция ШОС по противодействию экстремизму [3], Конвенция ШОС против терроризма [4], Протокол о сотрудничестве между РАТС ШОС и Управлением ООН по наркотикам и преступности [9], а также Секретариатом ОДКБ [8], Совместная позиция РАТС ШОС, АТЦ СНГ и Секретариата ОДКБ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму [12] и др.
Однако сегодняшняя обстановка на пространстве ШОС и ее границах остается в достаточной степени тревожной. Так, в ходе прошедшей 23 июня 2021 г. шестнадцатой встречи Секретарей Советов безопасности государств–членов ШОС [16] в выступлениях сторон внимание уделялось вопросам внешнего вмешательства в дела региона и усилий отдельных стран по демонтажу признанной международной и региональной архитектуры, экспорта терроризма и радикализма с территорий, где не прекращаются боевые действия и не теряют остроту кризисные явления (прежде всего Сирия, Ирак, Ливия), возвращения и проникновения в страны ШОС боевиков из зон вооруженных конфликтов с целью совершения актов насилия, активизации внутреннего экстремистского подполья и использования современных технологий в деятельности террористических организаций и группировок.
Вместе с тем, очевидно, что простая репликация прежних приемов и попытка подстроить ранее действовавшие «рецепты» для борьбы с силами «трех зол» сегодня, а в перспективе и завтра, едва ли будут плодотворными.
В новых условиях, в том числе с учетом используемых террористами, сепаратистами и экстремистами возможностей современных технологий каждому компетентному органу приходится пройти сложный путь: от осознания и идентификации новой угрозы или формы деструктивной деятельности до выработки приемов ее парирования. Между тем в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом время и силы — это самые дорогие и труднодоступные ресурсы.
В этой связи, вопросы противодействия таким новым вызовам и угрозам безопасности регулярно выносятся экспертами компетентных органов государств–членов ШОС для проработки в ходе совместных заседаний, встреч в рамках работ различных групп [5], на площадку Исполнительного комитета РАТС ШОС.
В данном случае коллективный формат работы позволяет выявить и отобрать лучшие практики, подходящие в определенных обстоятельствах для решения той или иной задачи. Речь идет о том великом разнообразии, хранящемся в ШОС — культурном, религиозном, климатическом и даже правовом, без учета, сохранения и уважения которого совместную работу выстроить невозможно.
Именно поэтому, к сожалению, очень часто инициативы, одной стороны, не находят поддержку у других. Практика участия в заседаниях экспертных групп показывает, что периодически имеет место простое непонимание принципов устройства работы на площадке ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Такое непонимание, в свою очередь, не позволяет использовать новые форматы работы, спланировать совместные действия или обменяться опытом в прикладном ключе. Домашняя проработка инициативы происходит без учета возможностей и функционала других сторон и, соответственно, не находит поддержку.
Проблема представляется в следующем. В настоящее время способы организации и построения взаимодействия Исполнительного комитета РАТС ШОС и компетентных органов государств–членов ШОС [6] не предусматривают наличия доступных сторонам массивов данных по всем аспектам и тематикам деятельности ШОС и РАТС ШОС, а также сведений о национальных подходах к решению тех или иных задач по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Такие сведения необходимы всем сторонам в процессе подготовки к заседаниям, которая в общем виде осуществляется следующим образом:
1. Направление (в основном на основании утвержденных Планов работы Исполнительного комитета РАТС ШОС или Группы экспертов) Исполнительным комитетом РАТС ШОС обращения в адрес компетентных органов Сторон об утверждении повестки дня предстоящего экспертного заседания.
2. Утверждение сторонами и информирование Исполнительного комитета РАТС ШОС о согласовании повестки дня (а также внесение дополнительных предложений в нее).
3. Направление Исполнительным комитетом РАТС ШОС запроса в адрес компетентных органов Сторон о предоставлении материалов (позиций) по вопросам повестки дня предстоящего заседания и списков участников.
4. Направление Сторонами в адрес Исполнительного комитета РАТС ШОС своих материалов (позиций) по вопросам повестки дня предстоящего заседания и списка участников.
5. Проведение заседания.
6. Обобщение и рассылка Исполнительным комитетом РАТС ШОС в компетентные органы Сторон материалов заседания.
Как тенденции, можно отметить, что:
— в ходе проведения заседаний групп экспертов (пятый этап) Стороны периодически обращаются к материалам предыдущих заседаний;
— негативным фактором, влияющим на эффективность и результативность проведения заседаний групп экспертов, является то, что состав экспертов Сторон часто меняется. При такой ситуации государства-члены ШОС и Исполнительный комитет РАТС ШОС в силу объективных и субъективных причин могут быть представлены экспертами с разным уровнем знаний и погруженности в предмет и тематику обсуждения, и, следовательно, не всегда достаточно осведомленными о содержании ранее состоявшихся встреч. Это приводит к неправильному толкованию ранее принятых решений, нормативных правовых актов и протоколов, а на прояснение, уточнение всех обстоятельств и принятие консенсуального решения затрачивается значительное время. Одновременно с этим делегации Сторон прибывают к месту проведения заседания без понимания того, как предполагается реализовывать ту или иную инициативу другой стороны, которая была дополнительно внесена в повестку дня заседания на втором этапе, что также отдаляет достижение по ней общего консенсуса.
В этой связи предлагается целесообразным рассмотреть ряд предложений по совершенствованию общей методологии взаимодействия в рамках РАТС ШОС, что позволит активнее задействовать имеющийся в рамках региональной структуры скрытый резерв для повышения эффективности совместной работы.
Как уже было отмечено, для всех компетентных органов государств–членов ШОС и Исполнительного комитета РАТС ШОС свойственна та или иная периодичность смены сотрудников на направлениях деятельности. Между тем многовекторность работы в рамках действующих экспертных групп на площадке РАТС ШОС требует от сотрудников компетентных органов Сторон быстрого и полного погружения в нормативную правовую базу деятельности ШОС в целом и РАТС ШОС в частности (решения Советов глав государств-членов ШОС и Глав правительств (премьер-министров) ШОС, РАТС ШОС и экспертных групп, а также материалов и протоколов заседаний последних).
Исходя из вышеизложенного, актуализируется необходимость систематизации обеспечения доступа к обозначенным выше документам. Как уже было сказано, Исполнительный комитет РАТС ШОС является постоянным органом РАТС, выполняющим административную и координационную функцию, что отражено в Регламенте Исполнительного комитета РАТС ШОС, утверждённого Решением Совета глав государств-членов ШОС от 16 июля 2009 г. № 6 [10].
С учетом изложенного, представляется целесообразным рассмотреть:
— возможность формирования массива данных с указанными материалами (папок) в созданной Защищенной информационно-телекоммуникационной системе связи между компетентными органами государств–членов ШОС (ЗИТСС) [11], а задачу по его своевременному наполнению возложить на Исполнительный комитет РАТС ШОС.
Такой массив позволит:
1. Создать условия по подготовке сотрудников компетентных органов государств-членов ШОС (до их фактического отъезда), направляемых для работы в составе своих делегаций для участия в заседаниях групп экспертов либо для работы в Исполнительном комитете РАТС ШОС.
2. Быстро вводить в курс дела экспертов, решение об участии которых в заседаниях экспертных групп принято руководством компетентных органов государств-членов ШОС и которые раньше в них не участвовали.
3. Повысить доступность накопленного за многолетний период работы ШОС и РАТС ШОС информационного массива нормативных правовых актов и иных материалов для компетентных органов Сторон;
— другим важным направлением работы представляется накопление в Исполнительном комитете РАТС ШОС действующих в странах Организации нормативных правовых актов по вопросам борьбы с силами «трех зол», их размещение в ЗИТСС, а также последующая постоянная актуализация.
Доступность такой базы для всех Сторон позволит на предварительном этапе подготовки экспертной инициативы одной из Сторон ознакомиться с организацией работы по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в других государствах–членах ШОС, что благоприятно скажется на качестве выдвигаемых инициатив и предложений, повысит эффективность и результативность работы.
Одновременно с этим такой массив данных станет хорошим подспорьем для изучения перспектив и возможности гармонизации отдельных положений нормативной правовой базы государств-членов ШОС в части борьбы с силами «трех зол».
Вместе с тем, создание такой базы потребует внесение изменений, направленных на дальнейшее совершенствование договорной правовой основы деятельности РАТС ШОС. К примеру, в таком случае будут подлежать ревизии Положения о Едином реестре нормативных правовых актов в сфере противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму и комментариев к ним, утверждённые Решением Совета РАТС ШОС от 29 марта 2013 г. № 312. Первые два изложенных выше предложения призваны обеспечить условия для реализации Исполнительным комитетом третьего, самого сложного, но самого необходимого, на данном этапе развития РАТС ШОС;
— формирования сравнительного каталога блок-схем об организации работы по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом в государствах–членах ШОС.
Речь идет о подготовке простого и наглядного демонстрационного схематического материала, к примеру, о процедуре запрета деятельности экстремистской организации или о том, как поэтапно компетентные органы государств–членов ШОС блокируют противоправный контент в сети Интернет, объявляют лиц в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского или экстремистского характера и т. д.
Наглядность и схематичность изложения таких сведений позволяет сравнить подходы государств–членов ШОС к борьбе с отдельными проявлениями сил «трех зол», выбрать и своевременно применить лучшие в рамках ШОС практики.
Представляется, что доступность такого каталога блок-схем в ЗИТСС позволит сократить время и сохранить силы для ответной реакции компетентных органов государств–членов ШОС на новые вызовы и угрозы, исходящие от терроризма, сепаратизма и экстремизма.
Изложенные в настоящей статье предложения не являются по своей сути законченными, однако представляется возможным рассмотреть вопрос об их дальнейшей проработке и оформлении в рамках действующих правил процедуры Совета РАТС ШОС, утвержденными Решением Совета от 30 апреля 2004 г. № 9.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.
Conflict of interest. The author declares no conflicts of interest.
Financing. The research was carried out free of charge.