Согласно отраслевой программе «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Российской Федерации на 2015–2020 гг.» предусматривается доведение доли высокопродуктивных карповых и растительноядных рыб в общем объеме производства — с 20 до 50 %, в осетроводстве и сиговодстве — с 10 до 20 %, форелеводстве — с 45 до 70 %. Увеличение объёмов производства продукции аквакультуры с 140,2 тыс. т в 2012 г. до 315 тыс. т в 2020 г. и соответственно увеличение объёмов производства рыбопосадочного материала с 28,6 до 38,7 тыс. т [5].
Вместе с тем для получения ожидаемого прироста продуктивности любых видов рыб не следует забывать, что корма и кормление оказывают на продуктивность животных большее влияние, чем порода и происхождение [6].
Рыбоводство России имеет весьма краткую историю создания селекционных достижений. Долгое время в Госреестре СССР, а затем России, значилось только три породы рыб, причем исключительно карпа. Быстрый рост количества зарегистрированных пород связан с созданием в 1994 г. Федерального селекционно-генетического центра рыбоводства. В реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, издания 2013 г. внесено уже около 50 пород кроссов рыб. Они относятся ко всем основным группам объектов аквакультуры: карп (18 достижений), растительноядные, осетровые, лососевые (форель и пелядь), тиляпия и др. [2].
Под племенной работой понимают комплекс организационных и зоотехнических мероприятий, направленных на повышение продуктивных качеств разводимых рыб и обеспечение ими рыбоводных хозяйств.
Задачи селекционной работы:
• создание форм и гибридов с заданными скоростью роста, соотношением белка и жира, выходом филе;
• создание устойчивых к заболеваниям форм;
• получение однополого потомства;
• получение высокопродуктивных триплоидных и тетраплоидных организмов.
К сожалению, в законе «Об аквакультуре» не предусмотрено участие науки и её финансирование. Это лишает науку государственной поддержки. Сегодня, как и на протяжении последних 10 лет, разработки в области аквакультуры бюджетом не финансируются. Считается, что это прерогатива бизнеса. Однако на сегодняшний день хозяйства аквакультуры не могут финансировать сколь-нибудь значимые научные разработки, в частности многолетние селекционные и генетические исследования, сложные и затратные технологические работы и исследования в области охраны здоровья, безопасности и разработки кормов. Работа на коммерческом предприятии, существование которого определяется прибылью, не даёт возможности проводить эксперименты, не даёт права на ошибки. Поэтому финансовой основой науки, даже отраслевой, всегда был государственный бюджет [1].