Чай является одним из самых распространенных тонизирующих напитков в мире, а его лечебные свойства и стимулирующее действие признаны более чем 70% населения мира.
Стоит отметить, что на сегодняшний день структура мирового потребления чая постепенно изменяется. Если ранее потребители отдавали преимущество черному байховому чаю, то в последнее время наблюдается тенденция роста сегмента чая зеленого [2].
По способу технологической обработки чайного листа и внешнему виду зеленый чай подразделяют на листовой, гранулированный, прессованный (или кирпичный). В зависимости от исходного сырья и степени его искусственного измельчения листовой зеленый чай подразделяют на крупный (размер 1), средний (размер 2–6), мелкий (размер 7–15) [1]. В зависимости от способов упаковывания чай бывает упакованный в металлические банки, в стеклянные банки, в пакеты из бумаги и комбинированных материалов, в коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов, в пакеты из полимерных и комбинированных материалов [1].
Поскольку по географическим и климатическим причинам предприятия Донецкой Народной Республики (далее — ДНР) чай зеленый производить не могут, то на рынке наблюдается высокая концентрация зарубежных транснациональных компаний, которые поставляют в режиме импорта чай разных торговых марок и наименований.
В ДНР чай зеленый поступает в режиме импорта из Российской Федерации. Фасованный чай поступает в Российскую Федерацию как из стран, производящих чай, так и из стран, в которых чай не произрастает, но в которых традиционно развита чаеразвесочная промышленность. Это прежде всего страны Европейского союза и Восточной Европы. Наибольший объем чая в Европе производят Великобритания, Германия, Нидерланды, Франция, Польша, Венгрия. При этом польский рынок чая ориентирован на самое дешевое сырье, немецкий и венгерский состоят в основном из травяных и фруктовых чаев.
Торговые марки чая зеленого, представленные на рынке ДНР, можно условно разделить на три основных ценовых класса: эконом, средний, премиум (дорогой или элитный).