В настоящее время на железнодорожном транспорте Российской Федерации достигнут достаточно высокий уровень безопасности. В таблице представлена динамика изменения одного из критически важных видов безопасности — безопасности движения.
Такой уровень безопасности является результатом использования ряда передовых системных организационных мер. Главные из них реализуются через систему менеджмента безопасности движения (СМБД) [1] и культуру безопасности [2], встроенные в структуру управления каждой организации холдинга «РЖД».
Однако, в последние годы динамика улучшения показателей безопасности, в том числе безопасности движения, заметно замедлилась, а по ряду видов нарушений безопасности движения стала отрицательной (т.е. сменилась на ухудшение). Например, в I полугодии 2024 года число сходов и столкновений железнодорожного подвижного состава в сравнении с 2023 годом выросло на 13%, а в границах Восточного полигона — на 22% [3]. Это не удовлетворяет руководство ОАО «РЖД», несмотря на более чем успешное выполнение целевых показателей. Требуется подключение новых масштабных мероприятий, в том числе системного характера. Один из наборов подобных мероприятий может быть предложен через создание еще одной системы — системы менеджмента знаний (СМЗ), — в которой знания и процессы, связанные с ними, выступают как объект управления.
В ОАО «РЖД», структурообразующей компании холдинга «РЖД», достаточно давно существует и непрерывно развивается собственная достаточно целостная система обучения железнодорожного персонала всех уровней — от линейного до топменеджмента. В настоящее время она действует с опорой на ряд основополагающих документов, в том числе (в скобках указаны дата утверждения и номер документа ОАО «РЖД»):
• Программу развития человеческого капитала ОАО «РЖД» на период до 2025 года (14 декабря 2020 года № 2757/р);
• Положение об обучении и о развитии руководителей и специалистов ОАО «РЖД» (9 июня 2020 года № 1241/р);
• Программу по совершенствованию системы развития и обучения рабочих и служащих в ОАО «РЖД» до 2025 года (18 декабря 2020 года № 2827/р);