По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 811.161.1/101.78 DOI:10.33920/nik-01-2410-05

О русскости русской музыки

Клюев Александр Сергеевич* ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, E-mail: aklujev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8643-930X

Статья посвящена феномену русскости русской музыки. Отмечается, что для того, чтобы говорить о русскости русской музыки, необходимо для начала определить, что такое русскость. Подчеркивается, что это может сделать только человек, являющийся носителем русскости и кого на этом основании можно назвать русским человеком. Указывается, что русский человек — православный и для него русскость есть Сияние Силы и Славы Божией. В соответствии с пониманием русским человеком русскости разъясняется, что русскость русской музыки предопределена действием древнерусского православного пения — знаменного пения, воссиявшего Светом русской музыки. Обозначаются три яркие вспышки (зарева) этого воссияния, последовательно возникшие в трех типах русской музыки: светской, церковной и светско-церковной. В заключение акцентируется роль колокольного звона в русской музыке. Утверждается, что колокольное звучание, используемое в русской музыке, — наиболее яркое воссияние знаменного пения, а значит, самое мощное выражение русскости русской музыки.

Литература:

1. Бекетова Н.В. Глинка — Мусоргский: Гармония и кризис русского исторического бытия // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2021. — № 1 (42). — С. 55–62.

2. Бровина И.В. Поэтика «Песнопений и молитв» Г.В. Свиридова и древнерусская певческая традиция // Музыка во времени и пространстве: памяти Г.В. Свиридова. «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова в контексте современной духовной культуры России (23–25 сентября 2003 г., Курск): Материалы открытой Всероссийской научной конференции. — Курск: Изд-во КГУ, 2007. — С. 108–121.

3. Глебов И. Чайковский. 1840–1893: Опыт характеристики. — Пг.: Светозар, 1922. — 62 с.

4. Григорий Палама св. Омилия 22 // Григорий Палама св. Омилии (беседы). Часть 1 / Пер. с греч. архимандрита Амвросия (Погодина). Репринт. изд. — М.: Паломник, 1993. — С. 223–230.

5. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 24. — Л.: Наука, 1982. — 518 с.

6. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 27. — Л.: Наука, 1984. — 463 с.

7. Клюев А.С. 10 статей по русской философии музыки: Сб. статей [Материалы к курсу «История русской философии»]. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 102 с.

8. Клюев А.С. Русская философия музыки: Статьи 2010–2020-х годов. — М.: Прогресс-Традиция, 2024. — 240 с. [В несколько сокращенном виде данная работа была опубликована в Чехии на английском языке: Klujev A. Russian Philosophy of Music: 2010s and 2020s articles. (Transl. from Russ.) Ostrava: Tuculart Edition & European Institute for Innovation Development, 2023. — 154 p.]

9. Лосский В.Н. Богословские основы церковного пения / В.И. Мартынов. История богослужебного пения: Учебное пособие. — М.: РИО федеральных архивов; Русские огни, 1994. — С. 233–238.

10. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной певческой системе. — M.: Филология, 1997. — 205 с.

11. Нил Сорский, преп. Устав и послания / Сост., пер., комм., вступ. ст. Г.М. Прохорова. — М.: Институт русской цивилизации, 2016. — 240 с.

12. Паисов Ю.И. Мотивы христианской духовности в современной музыке России // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью / Ред.-сост. Ю.И. Паисов. — М.: Композитор, 1999. — Вып. 1. — С. 150–189.

13. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт. предисл. и комм. А.С. Белоненко. — 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Молодая гвардия, 2017. — 795 c.

14. Страницы жизни Н.А. Римского-Корсакова: Летопись жизни и творчества / Авт.-сост. А.А. Орлова и В.Н. Римский-Корсаков; вступ. ст. А.А. Орловой. В 4 вып. Вып. 2. 1867–1893. — Л.: Музыка, 1971. — 375 с.

15. Тугаринов Е. Духовное творчество П.И. Чайковского как отражение его религиозности [Электронный ресурс]. — URL: https://rusregent.ru/library/stati-o-regentax-i-czerkovnyix-xorax/chajkovskij.html (дата обращения: 06.12.2023).

16. Чайковский П.И. Полн. собр. соч.: В 63 т. Т. 63 / Подг. и вступ. ст. Л.З. Корабельниковой и М.П. Рахмановой; примеч. М.П. Рахмановой. — М.: Музыка, 1990. — 279 с.

1. Beketova N.V. Glinka — Musorgskij: Garmoniya i krizis russkogo istoricheskogo by`tiya // Yuzhno-Rossijskij muzy`kal`ny`j al`manax. — 2021. — № 1 (42). — S. 55–62.

2. Brovina I.V. Poe`tika «Pesnopenij i molitv» G.V. Sviridova i drevnerusskaya pevcheskaya tradiciya // Muzy`ka vo vremeni i prostranstve: pamyati G.V. Sviridova. «Pesnopeniya i molitvy`» Georgiya Sviridova v kontekste sovremennoj duxovnoj kul`tury` Rossii (23–25 sentyabrya 2003 g., Kursk): Materialy` otkry`toj Vserossijskoj nauchnoj konferencii. — Kursk: Izd-vo KGU, 2007. — S. 108–121.

3. Glebov I. Chajkovskij. 1840–1893: Opy`t xarakteristiki. — Pg.: Svetozar, 1922. — 62 s.

4. Grigorij Palama sv. Omiliya 22 // Grigorij Palama sv. Omilii (besedy`). Chast` 1. Per. s grech. Arximandrita Amvrosiya (Pogodina). Reprint. izd. — M.: Palomnik, 1993. — S. 223–230.

5. Dostoevskij F.M. Poln. sobr. soch.: V 30 t. T. 24. — L.: Nauka, 1982. — 518 s.

6. Dostoevskij F.M. Poln. sobr. soch.: V 30 t. T. 27. — L.: Nauka, 1984. — 463 s.

7. Klujev A.S. 10 statej po russkoj filosofii muzy`ki: Sb. statej [Materialy` k kursu «Istoriya russkoj filosofii»]. — SPb.: Izd-vo RXGA, 2023. — 102 s.

8. Klujev A.S. Russkaya filosofiya muzy`ki: Stat`i 2010–2020-x godov. — M.: Progress-Tradiciya, 2024. — 240 s. [V neskol`ko sokrashhyonnom vide dannaya rabota by`la opublikovana v Chexii na anglijskom yazy`ke: Klujev A. Russian Philosophy of Music: 2010s and 2020s articles. (Transl. from Russ.) Ostrava: Tuculart Edition & European Institute for Innovation Development, 2023. — 154 p.]

9. Losskij V.N. Bogoslovskie osnovy` cerkovnogo peniya / V.I. Marty`nov. Istoriya bogosluzhebnogo peniya: Uchebnoe posobie. — M.: RIO Federal`ny`x arxivov; Russkie ogni, 1994. S. 233–238.

10. Marty`nov V.I. Penie, igra i molitva v russkoj bogosluzhebnoj pevcheskoj sisteme. — M.: Filologiya, 1997. — 205 s.

11. Nil Sorskij, prep. Ustav i poslaniya. / Sostavlenie, perevod, kommentarii, vstup. stat`ya G.M. Proxorova. — M.: Institut russkoj civilizacii, 2016. — 240 s.

12. Paisov Yu.I. Motivy` xristianskoj duxovnosti v sovremennoj muzy`ke Rossii // Tradicionny`e zhanry` russkoj duxovnoj muzy`ki i sovremennost`: Sb. statej, issledovanij, interv`yu / redaktor-sostavitel` Yu.I. Paisov. — M.: Kompozitor, 1999. — Vy`p. 1. — S. 150–189.

13. Sviridov G.V. Muzy`ka kak sud`ba / sostavitel`, avtor predisloviya i kommentariev: A.S. Belonenko. — 2-e izd., dorab. i dop. — M.: Molodaya gvardiya, 2017. — 795 s.

14. Stranicy zhizni N.A. Rimskogo-Korsakova: Letopis` zhizni i tvorchestva / Avt.-sost. A.A. Orlova i V.N. Rimskij-Korsakov; vstup. stat`ya A.A. Orlovoj. V 4 vy`p. Vy`p. 2. 1867–1893. — L.: Muzy`ka, 1971. — 375 s.

15. Tugarinov E. Duxovnoe tvorchestvo P.I. Chajkovskogo kak otrazhenie ego religioznosti [E`lektronny`j resurs]. — URL: https://rusregent.ru/library/stati-o-regentax-i-czerkovnyix-xorax/chajkovskij.html (data obrashheniya 06.12.2023).

16. Chajkovskij P.I. Poln. sobr. soch.: V 63 t. T. 63 / Tom podgot. i vstup. st. L.Z. Korabel`nikovoj i M.P. Raxmanovoj; primech. M.P. Raxmanovoj. — M.: Muzy`ka, 1990. — 279 s.

* Сайт автора: http://aklujev.ru.

Статья поступила 17.09.2024.

Сегодня разговор о русскости, в том числе о русскости русской музыки, чрезвычайно актуален. К сожалению, в наши дни у многих русскость вызывает раздражение (почему — это отдельная тема, которую, разумеется, сейчас нет возможности обсуждать). Зададим вопрос: что такое русскость?

На первый взгляд кажется, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности: русскость — некое свойство, качество национальности; по национальности русский — носитель русскости. Но здесь не все так просто. Огромное число русских по национальности, особенно в наши дни, не являются носителями русскости, и, наоборот, некоторые нерусские по национальности: французы, немцы, бразильцы, — являются носителями русскости. Так что же такое русскость?

Думается, ответ на этот вопрос может дать именно тот, кто является носителем русскости и кого на этом основании по праву можно назвать русским — русским человеком (вводим новую категорию: «русский человек», то есть придаем русскому человеку онтологический статус). Кто же такой русский человек и как он понимает русскость?

Черты русского человека отчетливо обозначили святители Руси: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Максим Грек (кстати, Максим Грек — грек по национальности). Особенно ярко и лаконично их сформулировал преподобный Нил Сорский в своем «Уставе скитской жизни». Вот они:

— бегство от внешнего к внутреннему;

— нестяжательство;

— чистота помыслов;

— любовь к ближнему;

— жажда встречи с Богом (идея спасения) [11].

Очевидно, что русский человек — религиозный человек — Homo religiosus, а поскольку он русский человек и, значит, его родиной в буквальном, физическом, или духовном смысле является Россия, в которой главенствующая религия — православие, это человек православный.

То, что русский человек — православный, утверждали многие выдающиеся русские, обладавшие русскостью, писатели, ученые. Например, Ф.М. Достоевский подчеркивал: «Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нем и у него ничего нет — да и не надо, потому что Православие все... Кто не понимает Православия — тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того; тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть» [6, с. 64]. А однажды он даже отождествил: «Что православное, то русское» [5, с. 173].

Для Цитирования:
Клюев Александр Сергеевич*, О русскости русской музыки. Вопросы культурологии. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: