* Сайт автора: http://aklujev.ru.
Статья поступила 17.09.2024.
Сегодня разговор о русскости, в том числе о русскости русской музыки, чрезвычайно актуален. К сожалению, в наши дни у многих русскость вызывает раздражение (почему — это отдельная тема, которую, разумеется, сейчас нет возможности обсуждать). Зададим вопрос: что такое русскость?
На первый взгляд кажется, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности: русскость — некое свойство, качество национальности; по национальности русский — носитель русскости. Но здесь не все так просто. Огромное число русских по национальности, особенно в наши дни, не являются носителями русскости, и, наоборот, некоторые нерусские по национальности: французы, немцы, бразильцы, — являются носителями русскости. Так что же такое русскость?
Думается, ответ на этот вопрос может дать именно тот, кто является носителем русскости и кого на этом основании по праву можно назвать русским — русским человеком (вводим новую категорию: «русский человек», то есть придаем русскому человеку онтологический статус). Кто же такой русский человек и как он понимает русскость?
Черты русского человека отчетливо обозначили святители Руси: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Максим Грек (кстати, Максим Грек — грек по национальности). Особенно ярко и лаконично их сформулировал преподобный Нил Сорский в своем «Уставе скитской жизни». Вот они:
— бегство от внешнего к внутреннему;
— нестяжательство;
— чистота помыслов;
— любовь к ближнему;
— жажда встречи с Богом (идея спасения) [11].
Очевидно, что русский человек — религиозный человек — Homo religiosus, а поскольку он русский человек и, значит, его родиной в буквальном, физическом, или духовном смысле является Россия, в которой главенствующая религия — православие, это человек православный.
То, что русский человек — православный, утверждали многие выдающиеся русские, обладавшие русскостью, писатели, ученые. Например, Ф.М. Достоевский подчеркивал: «Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нем и у него ничего нет — да и не надо, потому что Православие все... Кто не понимает Православия — тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того; тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть» [6, с. 64]. А однажды он даже отождествил: «Что православное, то русское» [5, с. 173].