Внастоящее время каждое государство в структуру своего стратегического развития включает вопросы научно-технического прогресса (НТП). Проблемы жизни общества, которые ранее решались на уровне здравого смысла, опыта поколений, сегодня требуют активного вмешательства, участия науки. Ни одну серьёзную проблему в настоящее время невозможно эффективно решить без опоры на науку. Разработка новой техники, технологий, а также основ управления базируется на научной теории.
Здесь колоссальнейший потенциал принадлежит вузам, в которых образовательный процесс ведётся с учётом научных достижений. В процессе подготовки будущих специалистов и руководителей организаций и предприятий профессорско-преподавательский состав (ППС), привлекая студентов, занимается научно-исследовательской деятельностью.
Олег Владимирович Григораш, заведующий кафедрой электротехники, теплотехники и возобновляемых источников энергии Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина, доктор технических наук, профессор E-mail: grigorasch61@mail.ru
Перспективы науки в высших школах всегда определялись развитием научных коллективов. Особенно это характерно для современного этапа развития общества, когда все отрасли мировой науки достигли высокого уровня и любые научные задачи и проблемы требуют объединения усилий учёных, образования научных коллективов [4, с. 667–668].
В вузах основная роль в эффективном решении задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов принадлежит кафедрам. Кроме организации на высоком научно-методическом уровне учебной и воспитательной работы, необходимо создание условий для раскрытия научно-творческих способностей (дарований) студентов. Здесь важны уровень квалификации ППС кафедры и грамотно построенная организационно-методическая работа заведующего по созданию эффективных научно-исследовательских коллективов (НИК) на кафедре.
НИК, как правило, работают по реализации одного или нескольких научных направлений, в процессе исследования которых решаются задачи, связанные с проблемами в определённой отрасли знаний.