Для обозначения современного этапа применительно к теме статьи ограничимся временными рамками с 2019 г. и по настоящее время. Именно в 2019 г. обозначился радикальный разворот отечественной дипломатии в сторону Африки. Он был окончательно закреплен в нынешней Концепции внешней политики России, утвержденной Указом Президента от 31 марта 2023 г. № 229. Среди приоритетных региональных направлений внешней политики России Африка теперь опережает страны Латинской Америки и Карибского бассейна, Европу, США и другие англосаксонские государства [1]. Российской дипломатии приходится укреплять свои позиции в Африке в непростой конкурентной среде с участием влиятельных внешних игроков.
Применительно к странам Африки к началу 20-х гг. нынешнего столетия сложилась следующая картина дипломатического присутствия ведущих мировых держав, имеющих стратегические интересы на континенте. Китай продолжал наращивать свой отрыв от остальных геополитических конкурентов, усиливая, в первую очередь, дипломатическую активность в африканских странах южнее Сахары. Агрессивно-наступательной особенностью отличается турецкая дипломатия. Турция за весьма короткий срок в дополнение к действующим открыла свои посольства в десятках африканских стран и уже обошла Россию по этому показателю. Продолжают укреплять свое дипломатическое присутствие в странах Африки южнее Сахары Европейский союз, Япония, Бразилия, в меньшей степени — США.
Отдельно стоит остановиться на Франции, которая находится в ситуации стратегического ослабления дипломатических позиций в зонах своего традиционного влияния. Наблюдается вынужденный уход Франции с лидирующих позиций в политической повестке многих франкоязычных африканских государств. Самый яркий пример — Нигер. Франция не только вывела оттуда свои войска, но в конце декабря 2023 г. была вынуждена пойти на беспрецедентный шаг и закрыть там свое посольство [2]. Среди других красноречивых примеров серьезного ослабления французского влияния — Мали, БуркинаФасо, ЦАР, Республика Конго, отчасти Камерун и Габон.