По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 346.7

О роли компенсационных фондов в системе саморегулирования в сфере строительства

В.Б. Гизатуллина магистрант кафедры гражданско-правовых дисциплин автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ-МАСИ)

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с введением механизма коллективной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями посредством внесудебного разрешения экономических споров за счет создания института компенсационных фондов. На примере решений арбитражных судов рассмотрены актуальные проблемы формирования компенсационных фондов саморегулируемыми организациями и распоряжения средствами указанных фондов.

Литература:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. — №1 (ч. 1). — ст. 16.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14 ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. — №5. — ст. 410.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. — №14. — ст. 1652.

4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. — №30 (ч. 1). — ст. 4571.

5. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2010. — №1. — ст. 5.

6. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 03.12.2007. № 49. ст. 6076.

7. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. — №52 (ч. 1). — ст. 5140.

8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» // Собрание законодательства РФ. 11.01.2016. — №2 (часть II). — ст. 458.

9. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 № 16902) // Российская газета. 26.04.2010. №88.

10. Егорова М.А. Обязательное саморегулирование как институт частного права // Предпринимательское право. 2014. №4.

11. Егорова М.А. Корпоративное управление как основа координации экономической деятельности своих членов саморегулируемой организацией // Юрист. — 2014. — №20.

12. Егорова М.А. Роль национальных объединений саморегулируемых организаций в регулировании предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов // Право и экономика. — 2016. — №10.

13. Ершова И.В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. — 2013. — №1.

14. Ершова И.В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2015. — №4.

15. Забелин А.В. Особенности описания объекта государственных и муниципальных закупок строительных работ // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2015. — №3.

16. Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемая организация — организационно– правовая форма партнерства бизнеса и государства // Юрист. — 2014. — №20.

17. Лаптев В.А. Акты саморегулируемых организаций как источник регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности // Юрист. — 2014. — №20.

18. Отнюкова Г.Д. Саморегулируемые организации в сфере строительства // Предпринимательское право. — 2014. — №4.

19. Петров Д.А. Проблемы типологии саморегулируемых организаций // Конкурентное право. — 2016. — №3.

20. Пугачев С.В. Правовые вопросы разработки и применения стандартов НОСТРОЙ на процессы выполнения работ в строительстве // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2016. — №10.

21. Юридическая фирма: Гольцблат БЛП. Недвижимость и строительство. Изменение системы СРО в строительстве (по состоянию на 23.06.2017) // СПС КонсультантПлюс. 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.consultant.ru.

На сегодняшний день существенным недостатком реализации положений Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р (далее — Концепция), является низкая информированность потребителей товаров (работ, услуг) о возможностях и преимуществах саморегулирования, которая не позволяет развивать практику работы с жалобами и внесудебный порядок урегулирования коммерческих споров за счет средств компенсационных фондов [8, 8].

В строительной отрасли, как и в других отраслях, сформированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсационные фонды саморегулируемых организаций (далее — СРО) и используются механизмы страхования ответственности субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.

Компенсационный фонд выполняет следующие основные функции:

1. консолидация рисков имущественной ответственности членов СРО [10, 2];

2. обеспечение ответственности членов СРО и СРО в связи с причинением ущерба членом СРО потребителю его товаров (работ, услуг) вследствие нарушения членом СРО требований стандартов деятельности [8, 17].

Однако факты выплат из компенсационных фондов СРО единичны, бизнес-сообщество еще не научилось пользоваться этим рычагом механизма саморегулирования [8, 8].

В настоящее время саморегулируемые организации редко являются арбитрами разрешения споров между своими членами и потребителями их товаров (работ, услуг) и о наличии на практике добровольных выплат саморегулируемыми организациями из компенсационного фонда судить сложно [8, 9].

Сегодня установлены лишь два вида ответственности саморегулируемых организаций за деятельность своих членов [17, 7].

В соответствии с ч. 1 ст. 55.16 ГрК РФ установлена солидарная ответственность СРО по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 ГрК РФ, в том числе вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, за счет средств компенсационного фонда возмещения вреда. Саморегулируемая организация в силу статьи 60 ГрК РФ в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет ответственность перед третьими лицами при наличии деликта, а не перед контрагентом по договору, указанная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 14.10.2016 № 305-ЭС16-10403.

Для Цитирования:
В.Б. Гизатуллина, О роли компенсационных фондов в системе саморегулирования в сфере строительства. Юрисконсульт в строительстве. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала