Сегодня медицинское обеспечение в школе сведено к оказанию неотложной помощи, профилактическое и просветительское направления отсутствуют, а работа педагогов по уменьшению и предотвращению нарушений осанки в образовательных организациях носит нерегулярный характер или не проводится вовсе. Также результаты проведенного нами анкетирования педагогов с целью выявления уровня и содержания знаний о нарушениях осанки и здоровья школьников, осведомленности в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки подтверждают необходимость совершенствования системы обучения педагогических кадров с целью формирования и развития их компетентности в области здоровьесберегающей деятельности по отношению к ученикам [4].
В интервью с педагогами начальных классов нами было выявлено, что во время проведения физкультпауз и физкультминуток они практически не используют статические и дыхательные упражнения. В интервью с педагогами физической культуры, преподающих в начальных классах, было выявлено практически полное отсутствие части общей физической подготовки (ОФП) школьников в структуре уроков физической культуры.
В настоящее время в образовательных организациях имеется тенденция к упрощению программы по физической культуре, проявляющаяся в замене программного материала подвижными играми, в результате этого мы видим полное отсутствие статических нагрузок и разгрузочной части в двигательной активности и содержании как урочной, так и внеурочной деятельности, что в результате приводит к снижению уровня физического развития современного школьника.
Всё вышеизложенное подтверждает актуальность разработки системы профилактики и коррекции нарушений осанки у школьников и внедрения ее в педагогическую деятельность (урочную и внеурочную) образовательных организаций.
Апробация комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начального образования была реализована в начальных классах двух школ города Москвы во втором учебном полугодии 2019 г.
Для оценки состояния осанки мы использовали тесты на статическую выносливость крупных мышц туловища [1, 2], тест на равновесие и фотометрию при помощи мобильного приложения Posture Screen MobilTM, позволяющую провести оценку величины углов наклона головы и плеч, а также измерить смещение реперных точек во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Оценка состояния осанки была проведена нами в два этапа: до апробации комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников и по завершении цикла профилактических мероприятий. В исследовании приняли участие 251 учащийся младшего школьного возраста.