По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.71

О результатах апробации системы мероприятий по профилактике нарушений осанки детей младшего школьного возраста

Рябова Ирина Викторовна канд. мед. наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, e-mail: RyabovaI@mgpu.ru
Соболевская Татьяна Александровна канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, e-mail: SobolevskayaTA@mgpu.ru
Черногоров Дмитрий Николаевич канд. пед. наук, доцент кафедры адаптологии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, e-mail: Chernogorovdn@mgpu.ru
Филиппова Светлана Николаевна д-р биол. наук, профессор кафедры биологии и физиологии человека института естествознания и спортивных технологий, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, e-mail: svetjar@mail.ru
Мелкадзе Отари Владимирович канд. биол. наук, доцент кафедры биологии и физиологии человека института естествознания и спортивных технологий, ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, e-mail: otarimelkadze@yandex.ru

В статье приводятся результаты апробации разработанной системы мероприятий по профилактике и коррекции осанки школьников в начальной школе, основанной на деятельностном подходе педагога к данному вопросу. Сделан вывод о том, что организация системы мероприятий, реализуемая педагогом в процессе обучения, имеет большую практическую ценность для профилактики и коррекции нарушений осанки школьников.

Литература:

1. Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. Лечебная физкультура: новейший справочник. — СПб: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 89–91.

2. Нежкина Н. Н. Психофизическая тренировка: учебно-методическое пособие / Н. Н. Нежкина. — Изд. 3-е. — М.: МГПИ, 2010. — С. 54–60.

3. Рябова И. В., Нежкина Н. Н., Правдов М. А., Черногоров Д. Н., Соболевская Т. А. О необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 2 (168). — С. 300–305.

4. Рябова И. В., Соболевская Т. А., Нежкина Н. Н., Нехорошева Е. В., Зверев О. М. Изучение уровня и содержания осведомленности педагогов в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки // Санитарный врач. — 2019. — № 4. — С. 51–55.

5. Степанов, С. Ю. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / авт. колл.: С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Т. А. Соболевская и др.; под ред. С. Ю. Степанова. — М., МГПУ, 2017. — 292 с.

6. Сухарева, Л. М. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л. М. Сухарева, И. К. Рапопорт, М. А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. — 2014. — № 3 (252). — С. 28–30.

Сегодня медицинское обеспечение в школе сведено к оказанию неотложной помощи, профилактическое и просветительское направления отсутствуют, а работа педагогов по уменьшению и предотвращению нарушений осанки в образовательных организациях носит нерегулярный характер или не проводится вовсе. Также результаты проведенного нами анкетирования педагогов с целью выявления уровня и содержания знаний о нарушениях осанки и здоровья школьников, осведомленности в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки подтверждают необходимость совершенствования системы обучения педагогических кадров с целью формирования и развития их компетентности в области здоровьесберегающей деятельности по отношению к ученикам [4].

В интервью с педагогами начальных классов нами было выявлено, что во время проведения физкультпауз и физкультминуток они практически не используют статические и дыхательные упражнения. В интервью с педагогами физической культуры, преподающих в начальных классах, было выявлено практически полное отсутствие части общей физической подготовки (ОФП) школьников в структуре уроков физической культуры.

В настоящее время в образовательных организациях имеется тенденция к упрощению программы по физической культуре, проявляющаяся в замене программного материала подвижными играми, в результате этого мы видим полное отсутствие статических нагрузок и разгрузочной части в двигательной активности и содержании как урочной, так и внеурочной деятельности, что в результате приводит к снижению уровня физического развития современного школьника.

Всё вышеизложенное подтверждает актуальность разработки системы профилактики и коррекции нарушений осанки у школьников и внедрения ее в педагогическую деятельность (урочную и внеурочную) образовательных организаций.

Апробация комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начального образования была реализована в начальных классах двух школ города Москвы во втором учебном полугодии 2019 г.

Для оценки состояния осанки мы использовали тесты на статическую выносливость крупных мышц туловища [1, 2], тест на равновесие и фотометрию при помощи мобильного приложения Posture Screen MobilTM, позволяющую провести оценку величины углов наклона головы и плеч, а также измерить смещение реперных точек во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Оценка состояния осанки была проведена нами в два этапа: до апробации комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников и по завершении цикла профилактических мероприятий. В исследовании приняли участие 251 учащийся младшего школьного возраста.

Для Цитирования:
Рябова Ирина Викторовна, Соболевская Татьяна Александровна, Черногоров Дмитрий Николаевич, Филиппова Светлана Николаевна, Мелкадзе Отари Владимирович, О результатах апробации системы мероприятий по профилактике нарушений осанки детей младшего школьного возраста. Санитарный врач. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: