По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О реформах и перспективах развития системы образования в России

Олег Владимирович Григораш заведующий кафедрой электротехники, теплотехники и возобновляемых источников энергии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет» им. А.И. Трубилина, доктор технических наук, профессор, e-mail: grigorasch61@mail.ru
Ключевые слова:

В статье раскрываются недостатки основных реформ, которые привели к ухудшению качества подготовки выпускников вузов. Раскрыты причины сложившейся ситуации, предлагаются организационно-методические мероприятия, направленные на повышение эффективности системы образования.

Литература:

1. Григораш О.В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса [Текст]  / О.В. Григораш // Высшее образование в России. — 2013. — № 1. — С. 72–78.

2. Григораш О.В. Комплексный подход к решению проблемы улучшения качества подготовки студентов / О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2013. — № 03 (087). — С. 113–128.

3. Григораш О.В. Система подготовки специалистов высшего профессионального образования / О.В.  Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2014. — № 06 (100). — С. 409–428.

4. Григораш О.В. О необходимости изменения показателей оценки эффективности деятельности вузов [Текст] / О.В. Григораш // Ректор вуза. — 2014. — № 8. — С. 12–17.

5. Григораш О.В. О повышении престижа технического высшего профессионального образования [Текст] / О.В. Григораш // Ректор вуза. — 2016. — № 4. — С. 24–30.

Известно, что перспективы развития государства напрямую связаны с качеством подготовки выпускников образовательных учреждений. Поэтому во всех развитых странах реализация эффективной системы образования является одной из главных государственных функций [1, с. 72–73; 2, с. 114].

Во всём мире сейчас происходит коммерциализация образования. Россия, к сожалению, также выбрала этот путь. Необходимо признать, что стоимость обучения на коммерческой основе в университетах России в настоящее время дешевле получения образования в США и Великобритании (5–10 тыс. долл. в год).

В западных странах для привлечения студентов к обучению применяются разные рейтинги. Однако объективных и универсальных критериев оценки качества образования в настоящее время практически не существует. В международной практике рейтинги вузов составляются с учётом следующих основных позиций:

— академичности (количество сотрудников, получивших научные премии, количество значимых научно-исследовательских работ и публикаций за последние пять лет в известных научных журналах и т.п.);

— формы преподавания;

— комфортности (качество инфраструктуры);

— востребованности выпускников на рынке труда (соответствие уровня обучения запросам работодателей, адаптация знаний и умений под современные технологии, процессы и т.п.).

Таким образом, основные критерии оценки деятельности западных вузов — это развитие науки, внедрение результатов исследований и трудоустройство выпускников по специальности.

В России в период дестабилизации экономики (1990-е гг.) пришли к выводу о неэффективности советской системы образования, где учат всему — и ничему конкретному. Однако в советской школе молодого человека учили мыслить глобально, уметь решать разнообразные, в том числе нестандартные, задачи и принимать решения в самых различных ситуациях. К сожалению, низкий уровень зарплаты, множество других морально-психологических факторов, подрывающих уважение к учителю и педагогу высшей школы, привели в эти годы к уходу из образовательных учреждений многих высококвалифицированных специалистов.

Для Цитирования:
Олег Владимирович Григораш, О реформах и перспективах развития системы образования в России. Ректор ВУЗа. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала