По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 10.33920/pol-01‑2511‑01 DOI:10.33920/pol-01-2511-01

О реализации федерального социального проекта «Государство для людей»

Устинович Елена Степановна доктор политических наук, профессор; аккредитованный эксперт научно-технической сферы; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Россия, 125993, г. Москва, Тверская, 11. (E-mail: ustinoviches@mail.ru; +79606945656) ORCID ID: 0000‑0002‑7690‑8504

В статье проанализированы основные аспекты реализации федерального проекта «Государство для людей». Показано, что Российская Федерация как социальное государство современного мира неустанно заботится о благополучии жизни своих граждан. Автор обращает внимание на преемственность реализуемых федеральных проектов в части их социальной направленности на протяжении нескольких десятилетий. Повышение качества жизни российских граждан — заявленная цель многих реализуемых государственных проектов и программ. Еще в конце двадцатого века молодое современное российское государство стало на путь реализации концепции «сервисного государства», которая спустя несколько десятилетий своего развития приобретает новые, более совершенные направления и значительно более высокий уровень предоставляемых государственных услуг и сервисов. Одним из таких направлений развития несколько лет назад было заявлено «Клиентоцентричное государство», утвержденное в рамках целого ряда документов стратегического планирования. Провозглашен переход к клиентоцентричной модели государственного управления и предоставления государственных услуг в нашей стране, что в полной мере соответствует общемировым тенденциям совершенствования механизмов государственного управления в условиях информационно-технологического развития. В статье представлено краткое содержание Декларации ценностей клиентоцентричного государства, руководящие принципы, поддерживающие ценности клиентоцентричного государства, отражение вопросов и проблем реализации федеральной программы «Государство для людей» в российской науке и практике государственного управления. Сделан вывод о том, что клиентоцентричная модель взаимодействия государства и граждан обладает высокой значимостью для эффективности системы публичного управления в России и повышения качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг ее гражданам.

Литература:

1. Аврамова, Т.А. Реализация федерального проекта «Государство для людей»: проблемы и перспективы/Т.А. Аврамова, А.А. Кузнецова // Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 01‑02 марта 2023 года/Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный университет управления. Том Выпуск 1. — Москва: Государственный университет управления, 2023. — С. 4‑6. — EDN VEUXII.

2. Алексюк, В.В. Клиентоцентричное государственное управление: трансформация через федеральный проект «государство для людей»/В.В. Алексюк, И.Н. Лохина, А.В. Нерсисян // Финансовая экономика. — 2025. — №2. — С. 109‑113. — EDN SWLQDL.

3. Вальдман, И.А. Тенденции и перспективы предоставления государственных услуг в мире/И.А. Вальдман // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2025. — №1. — С. 11‑22. — DOI 10.22394/2079‑1690‑2025‑1‑1‑11

22. — EDN AFDQXM.

4. Вальдман, И.А. Основные проблемы и барьеры клиентоцентричной трансформации системы государственного управления/И.А. Вальдман, Р.В. Горбовский, М.В. Паратунов, Е.А. Путинцева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2024. — №1. — С. 20‑31. — DOI 10.22394/2079‑1690‑2024‑1‑1‑20‑31. — EDN JZBMTB.

5. Дунаева, Ю.Г. Российская платформа «госуслуги»: от идеи до воплощения/Ю.Г. Дунаева, Г.В. Еремичева // Цифровое общество: социологическое измерение настоящего и будущего: Сборник материалов конференции, Москва, 02‑03 ноября 2023 года. — Москва: Российское общество социологов, 2024. — С. 135‑143. — EDN PBLOZY.

6. Жаболенко, М.В. Клиентоцентричность в государственном управлении/М.В. Жаболенко // Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Донецк, 20 марта 2025 года. — Донецк: ФГБОУВО «ДонНТУ», 2025. — С. 536‑540. — EDN PKKASG.

7. Китайский гамбит: куда ты идешь, Поднебесная?/А.В. Бредихин, М.В. Васильев, А.М. Кирсанова [и др.]. — Москва: АНО ЦЭМИ, Архонт, 2020. — 86 с. — ISBN 978‑5‑6041422‑4‑0. — EDN TPRNKB.

8. Маслихина, В.Ю. Клиентоцентричный и процессный подходы в деятельности органов публичной власти/В.Ю. Маслихина // Теория и практика общественного развития. — 2024. — №6 (194). — С. 108‑113. — DOI 10.24158/tipor.2024.6.14. — EDN HVWSPG.

9. Назаров, И.В. Федеральный проект «Государство для людей»: общая характеристика/И.В. Назаров // III Махмутовские чтения. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях внешних вызовов: Материалы Международной научно-практической конференцияи, Уфа, 15 ноября 2023 года. — Уфа: Казенное предприятие Республики Башкортостан Издательство «Мир печати», 2024. — С. 179‑190. — EDN SMMMXW.

10. Рослякова, М.В. Клиентоцентричность в государственном управлении: коммуникации органов власти и реакция граждан в социальной сети «ВКонтакте»/М.В. Рослякова // Право и политика. — 2025. — №7. — С. 84‑98. — DOI 10.7256/2454 ‑0706.2025.7.75312. — EDN CJJTCF.

11. Саблин, Д.А. К вопросу о мерах государственной поддержки граждан РФ: исследование программ, направленных на благосостояние населения/Д.А. Саблин // Вопросы российского и международного права. — 2022. — Т. 12, №8‑1. — С. 146‑150. — DOI 10.34670/AR.2022.76.84.022. — EDN LJJQLP.

12. Смирнова, Ю.Л. Клиентоцентричность в государственном управлении: подход многофункциональных центров СанктПетербурга // Вопросы инновационной экономики. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klientotsentrichnost-vgosudarstvennom-upravlenii-podhod-mnogofunktsionalnyh-tsentrov-sankt-peterburga (дата обращения: 02.10.2025).

13. Спиридонов, А.А. Перспективы развития открытого государственного управления и общественного контроля: конституционно-правовой взгляд // Актуальные проблемы российского права. 2023. №5 (150). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/perspektivy-razvitiya-otkrytogo-gosudarstvennogo-upravleniya-i-obschestvennogo-kontrolya-konstitutsionnopravovoy-vzglyad (дата обращения: 02.10.2025).

14. Удалых, С.К. Федеральный проект «Государство для людей» и развитие новой культуры взаимодействия государства, граждан и бизнеса/С.К. Удалых // Государственное и муниципальное управление в политико-административных системах: материалы участников II Всероссийской научно-практической конференции, Чита, 21‑25 октября 2023 года. — Чита: Забайкальский государственный университет, 2023. — С. 5‑10. — EDN MDLPZG.

15. Устинович, Е.С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении/Е.С. Устинович // Информационное право. — 2010. — №3. — С. 3‑6. — EDN MWGFXL.

16. Устинович, Е.С. К вопросу о понятии современной политики государства в сфере информационных технологий/Е.С. Устинович // Сравнительная политика. — 2013. — Т. 4, №2. — С. 4‑10. — EDN RTKGGB.

17. Устинович, Е.С. От «патернализма» к «взаимодействию»: трансформация отношений власти и российского общества в условиях цифрового развития/Е.С. Устинович // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — №1. — С. 32‑36. — EDN YPAKZX.

18. Устинович, Е.С. Система информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти/Е.С. Устинович; Устинович Елена Степановна. — Москва: Юридическая кн., 2009. — 255 с. — EDN QSFVEP.

19. Тризно, Т.А. Электронное правительство как инструмент реализации государственной информационной политики Канады: специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук/Тризно Тамара Александровна. — Астрахань, 2014. — 184 с. — EDN SVBPHH.

20. Юденко, М. Н., Фугалевич, Е.В. Взаимодействие органов публичного управления и гражданского общества: клиентоцентричный подход // Известия СПбГЭУ. 2025. №1 (151). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organovpublichnogo-upravleniya-i-grazhdanskogo-obschestva-klientotsentrichnyy-podhod (дата обращения: 02.10.2025).

1. Avramova, T.A. Realizacija federal’nogo proekta «Gosudarstvo dlja ljudej»: problemy i perspektivy/T.A. Avramova, A.A. Kuznecova // Prioritetnye i perspektivnye napravlenija nauchno-tehnicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 01‑02 marta 2023 goda/Ministerstvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii, Gosudarstvennyj universitet upravlenija. Tom Vypusk 1. — Moskva: Gosudarstvennyj universitet upravlenija, 2023. — S. 4‑6. — EDN VEUXII.

2. Aleksjuk, V.V. Klientocentrichnoe gosudarstvennoe upravlenie: transformacija cherez federal’nyj proekt «gosudastvo dlja ljudej»/V.V. Aleksjuk, I.N. Lohina, A.V. Nersisjan // Finansovaja jekonomika. — 2025. — №2. — S. 109‑113. — EDN SWLQDL.

3. Val’dman, I.A. Tendencii i perspektivy predostavlenija gosudarstvennyh uslug v mire/I.A. Val’dman // Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski. — 2025. — №1. — S. 11‑22. — DOI 10.22394/2079‑1690‑2025‑1‑1‑11‑22. — EDN AFDQXM.

4. Val’dman, I.A. Osnovnye problemy i bar’ery klientocentrichnoj transformacii sistemy gosudarstvennogo upravlenija/I.A. Val’dman, R.V. Gorbovskij, M.V. Paratunov, E.A. Putinceva // Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski. — 2024. — №1. — S. 20‑31. — DOI 10.22394/2079‑1690‑2024‑1‑1‑20‑31. — EDN JZBMTB.

5. Dunaeva, Ju.G. Rossijskaja platforma «gosuslugi»: ot idei do voploshhenija/Ju.G. Dunaeva, G.V. Eremicheva // Cifrovoe obshhestvo: sociologicheskoe izmerenie nastojashhego i budushhego: Sbornik materialov konferencii, Moskva, 02‑03 nojabrja 2023 goda. — Moskva: Rossijskoe obshhestvo sociologov, 2024. — S. 135‑143. — EDN PBLOZY.

6. Zhabolenko, M.V. Klientocentrichnost’ v gosudarstvennom upravlenii/M.V. Zhabolenko // Upravlenie personalom: realii nastojashhego i vozmozhnosti budushhego: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Doneck, 20 marta 2025 goda. — Doneck: FGBOUVO «DonNTU», 2025. — S. 536‑540. — EDN PKKASG.

7. Kitajskij gambit: kuda ty idesh’, Podnebesnaja?/A.V. Bredihin, M.V. Vasil’ev, A.M. Kirsanova [i dr.]. — Moskva: ANO CJeMI, Arhont, 2020. — 86 s. — ISBN 978‑5‑6041422‑4‑0. — EDN TPRNKB.

8. Maslihina, V.Ju. Klientocentrichnyj i processnyj podhody v dejatel’nosti organov publichnoj vlasti/V.Ju. Maslihina // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. — 2024. — №6 (194). — S. 108‑113. — DOI 10.24158/tipor.2024.6.14. — EDN HVWSPG.

9. Nazarov, I.V. Federal’nyj proekt «Gosudarstvo dlja ljudej»: obshhaja harakteristika/I.V. Nazarov // III Mahmutovskie chtenija. Upravlenie social’no-jekonomicheskim razvitiem regiona v uslovijah vneshnih vyzovov: Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencijai, Ufa, 15 nojabrja 2023 goda. — Ufa: Kazennoe predprijatie Respubliki Bashkortostan Izdatel’stvo «Mir pechati», 2024. — S. 179‑190. — EDN SMMMXW.

10. Rosljakova, M.V. Klientocentrichnost’ v gosudarstvennom upravlenii: kommunikacii organov vlasti i reakcija grazhdan v social’noj seti «VKontakte»/M.V. Rosljakova // Pravo i politika. — 2025. — №7. — S. 84‑98. — DOI 10.7256/2454‑0706.2025.7. 75312. — EDN CJJTCF.

11. Sablin, D.A. K voprosu o merah gosudarstvennoj podderzhki grazhdan RF: issledovanie programm, napravlennyh na blagosostojanie naselenija/D.A. Sablin // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. — 2022. — T. 12, №8‑1. — S. 146‑150. — DOI 10.34670/AR.2022.76.84.022. — EDN LJJQLP.

12. Smirnova, Ju. L., Tokareva, L. S., Aleksandrov, M. M., Minaev, N. N., Rozova, A. Ju., Goroshina, A. S., Donskaja, O. N., Manina, A. A., Volchkova, I.V. Klientocentrichnost’ v gosudarstvennom upravlenii: podhod mnogofunkcional’nyh centrov Sankt-Peterburga // Voprosy innovacionnoj jekonomiki. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klientotsentrichnost-v-gosudarstvennomupravlenii-podhod-mnogofunktsionalnyh-tsentrov-sankt-peterburga (data obrashhenija: 02.10.2025).

13. Spiridonov, A.A. Perspektivy razvitija otkrytogo gosudarstvennogo upravlenija i obshhestvennogo kontrolja: konstitucionnopravovoj vzgljad // Aktual’nye problemy rossijskogo prava. 2023. №5 (150). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivyrazvitiya-otkrytogo-gosudarstvennogo-upravleniya-i-obschestvennogo-kontrolya-konstitutsionno-pravovoy-vzglyad (data obrashhenija: 02.10.2025).

14. Udalyh, S.K. Federal’nyj proekt «Gosudarstvo dlja ljudej» i razvitie novoj kul’tury vzaimodejstvija gosudarstva, grazhdan i biznesa/S.K. Udalyh // Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie v politiko-administrativnyh sistemah: materialy uchastnikov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Chita, 21‑25 oktjabrja 2023 goda. — Chita: Zabajkal’skij gosudarstvennyj universitet, 2023. — S. 5‑10. — EDN MDLPZG.

15. Ustinovich, E.S. Voprosy metodologii informacionnoj dejatel’nosti v gosudarstvennom upravlenii/E.S. Ustinovich // Informacionnoe pravo. — 2010. — №3. — S. 3‑6. — EDN MWGFXL.

16. Ustinovich, E.S. K voprosu o ponjatii sovremennoj politiki gosudarstva v sfere informacionnyh tehnologij/E.S. Ustinovich // Sravnitel’naja politika. — 2013. — T. 4, №2. — S. 4‑10. — EDN RTKGGB.

17. Ustinovich, E.S. Ot «paternalizma» k «vzaimodejstviju»: transformacija otnoshenij vlasti i rossijskogo obshhestva v uslovijah cifrovogo razvitija/E.S. Ustinovich // Konstitucionnoe i municipal’noe pravo. — 2018. — №1. — S. 32‑36. — EDN YPAKZX.

18. Ustinovich, E.S. Sistema informacionnoj dejatel’nosti federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti/E.S. Ustinovich; Ustinovich Elena Stepanovna. — Moskva: Juridicheskaja kn., 2009. — 255 s. — EDN QSFVEP.

19. Trizno, T.A. Jelektronnoe pravitel’stvo kak instrument realizacii gosudarstvennoj informacionnoj politiki Kanady: special’nost’ 23.00.02 «Politicheskie instituty, processy i tehnologii»: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata politicheskih nauk/Trizno Tamara Aleksandrovna. — Astrahan’, 2014. — 184 s. — EDN SVBPHH.

20. Judenko, M. N., Fugalevich, E.V. Vzaimodejstvie organov publichnogo upravlenija i grazhdanskogo obshhestva: klientocentrichnyj podhod // Izvestija SPbGJeU. 2025. №1 (151). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organov-publichnogoupravleniya-i-grazhdanskogo-obschestva-klientotsentrichnyy-podhod (data obrashhenija: 02.10.2025).

Статья поступила 03.10.2025

Статья подписана в печать 31.10.2025

The article was received on 03.10.2025

The article was signed for publication on 31.10.2025

Российская Федерация как социальное государство современного мира неустанно заботится о благополучии жизни своих граждан. А повышение качества жизни российских граждан — заявленная цель многих реализуемых государственных проектов и программ. Напомним, что еще в конце двадцатого века молодое современное российское государство стало на путь реализации концепции «сервисного государства», которая спустя несколько десятилетий своего развития приобретает новые, более совершенные направления и значительно более высокий уровень предоставляемых государственных услуг и сервисов. Одним из таких направлений развития несколько лет назад было заявлено «Клиентоцентричное государство», утвержденное в рамках целого ряда документов стратегического планирования1 . В основу данной концепции было заложено понимание того, что «государства уделяют все больше внимания потребностям граждан и общества в целом и активно используют клиентский опыт при принятии решений, пытаясь не отстать от бизнеса»2 .

По заявлениям отдельных высокопоставленных представителей российских профильных министерств и ведомств цели Российской Федерации в направлении развития «клиентоцентричного государства» состоят во вхождении России «в первую десятку стран по степени удовлетворенности граждан предоставляемыми им государственными услугами». Замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач еще в 2021 году заявил, что «к 2030 г. государственное управление России должно стать примером клиентоцентричности»3 .

Сегодня очевидно, что происходит своего рода кардинальная смена парадигмы оказания государственных и муниципальных услуг гражданам — от акцента на процедуре обработки и рассмотрения обращений до акцента на достижении результата.

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, О реализации федерального социального проекта «Государство для людей». Социальная политика и социальное партнерство. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: