Статья поступила 03.10.2025
Статья подписана в печать 31.10.2025
The article was received on 03.10.2025
The article was signed for publication on 31.10.2025
Российская Федерация как социальное государство современного мира неустанно заботится о благополучии жизни своих граждан. А повышение качества жизни российских граждан — заявленная цель многих реализуемых государственных проектов и программ. Напомним, что еще в конце двадцатого века молодое современное российское государство стало на путь реализации концепции «сервисного государства», которая спустя несколько десятилетий своего развития приобретает новые, более совершенные направления и значительно более высокий уровень предоставляемых государственных услуг и сервисов. Одним из таких направлений развития несколько лет назад было заявлено «Клиентоцентричное государство», утвержденное в рамках целого ряда документов стратегического планирования1 . В основу данной концепции было заложено понимание того, что «государства уделяют все больше внимания потребностям граждан и общества в целом и активно используют клиентский опыт при принятии решений, пытаясь не отстать от бизнеса»2 .
По заявлениям отдельных высокопоставленных представителей российских профильных министерств и ведомств цели Российской Федерации в направлении развития «клиентоцентричного государства» состоят во вхождении России «в первую десятку стран по степени удовлетворенности граждан предоставляемыми им государственными услугами». Замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач еще в 2021 году заявил, что «к 2030 г. государственное управление России должно стать примером клиентоцентричности»3 .
Сегодня очевидно, что происходит своего рода кардинальная смена парадигмы оказания государственных и муниципальных услуг гражданам — от акцента на процедуре обработки и рассмотрения обращений до акцента на достижении результата.