По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5 (075,8)

О развитии механизма управления производством на предприятиях машиностроения1

Бухалков М. И. д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Самарский государственный технический университет, Самара
Кузьмина Н. М. д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента Института профессионального образования, Самарский государственный медицинский университет, Самара
Кузьмин М. А. канд. экон. наук, исполнительный директор, компания ООО «С-Мед», Самара

В настоящей статье раскрываются организационные и технологические направления совершенствования механизма управления производством на машиностроительных предприятиях с использованием передового отечественного и зарубежного опыта в области современной теории и практики. Приводятся разработанные авторами научные и практические рекомендации, способствующие улучшению структуры продукции и повышению экономической эффективности производства в машиностроении.

Литература:

1. Большая экономическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007. — 816 с.

2. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. — М.: Дело, 2008. — 568 с.

3. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 с.

4. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1 / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993. — 416 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 560 с.

6. Бухалков М. И. Организация производства на предприятиях машиностроения. Учебник для студентов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 511 с.

7. Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика,1992. — 352 с.

8. Бухалков М. И., Кузьмина Н. М. Опыт совершенствования организации труда и производства в ПАО «АвтоВАЗ» // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. — 2024. — №3. — С. 52–61.

9. Березкин М. Как устроен АвтоВАЗ — анатомия крупнейшего в России автозавода [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kolesa.ru/article/kak-ustroen-avtovaz-anatomija-krupnejshegov-rossii-avtozavoda-2015-02-17 (дата обращения: 25.12.2024).

10. Как собирают машины на АвтоВАЗе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dzen.ru/a/ YFEaETI9wGHmcnyZ (дата обращения: 30.12.2024).

11. Демьянчук А. АвтоВАЗ выпустил в 2024 году 525 600 автомобилей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: tass.ru/ekonomika/27799733 (дата обращения: 30.12.2024).

12. Попов А. Сколько времени АвтоВАЗу нужно для выпуска автомобиля? Президент компании поделился статистикой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mentoday.ru/technics/ news/19-11-2023/skolko-vremeni-avtovazu-nujno-dlya-vypuska-avtomobilya-prezident-kompaniipodelilsya-statistikoi/ (дата обращения: 29.12.2024).

13. Глобальные изменения в производстве автомобилей LADA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://avtonovostidnya.ru//avtoprom/3724527utm_source=dzen&utm_medium=rec&utm_ campaign=article&utm_content=373768 (дата обращения: 25.01.2025).

Основным объектом совершенствования планирования, организации и управления производством и реализацией продукции в рыночных экономических отношениях служит современное машиностроительное предприятие. Всякое производственное предприятие предназначается в народном хозяйстве страны для изготовления и продажи на соответствующем внутреннем или внешнем рынке конкурентоспособных товаров, работ и услуг. Предприятие и предпринимательство тесно связаны между собой не только словом одного корня «предпринимать», но и доминирующим предназначением в сфере своей деятельности, являясь в экономике центральным хозяйствующим субъектом, производящим и реализующим необходимые товары, работы и услуги. Назначение машиностроительных предприятий — производство различных машин и механизмов, технологического оборудования, транспортных средств, летательных аппаратов и многих других изделий для удовлетворения общественных потребностей людей и организаций.

Машиностроительное предприятие создается в соответствии с действующим Гражданским кодексом РФ и существующим законодательством, имеет свой устав и производственно-технический паспорт, в котором находят отражения как общие, так и специфические требования к предприятиям машиностроительной промышленности. В учредительных документах предприятия должны содержаться его наименование, место нахождения, механизм управления экономической деятельностью и многие другие сведения для юридических лиц и коммерческих организаций, определяющих предмет и цели основной деятельности. Учредительным договором или соглашением устанавливаются также общие правила организации совместной деятельности создателей предприятия, распределения полученных доходов и убытков, порядок выхода из состава учредителей и другие условия, предусмотренные действующим законодательством [5].

Предприятие — это одновременно основной экономический объект и субъект в сфере производственной деятельности, первичное звено машиностроительного комплекса и всего народного хозяйства страны. В системе рыночных отношений оно выступает самостоятельным хозяйствующим субъектом, объединяющим в своем составе работодателей и руководителей, наемных работников, основные средства производства, предметы труда, фонды обращения и другие экономические ресурсы для бесперебойного выпуска и реализации определенной продукции в соответствии с рыночным спросом при минимально возможных затратах труда и материалов. Каждое машиностроительное предприятие по своему проекту предназначено для планомерного и ритмичного выпуска и продажи высококачественной и рентабельной продукции с целью получения необходимой прибыли для воспроизводства израсходованных материальных ресурсов и рабочей силы для дальнейшего своего непрерывного стратегического развития [6].

Для Цитирования:
Бухалков М. И., Кузьмина Н. М., Кузьмин М. А., О развитии механизма управления производством на предприятиях машиностроения1. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: