В обществе существуют две критерии оценки образования — доступность и качество. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) полностью соответствует им.
Если определять иерархическую ценность, то на первом месте, конечно, стоит критерий доступности. Критерий качества образования устанавливается органами власти и рынком труда. Главная задача любого образовательного учреждения — повышение образовательного уровня обучающихся. Не даром уровень образования «высшее профессиональное образование» заменён на «высшее образование».
Пандемия новой коронавирусной инфекции показала, что российское образование в части дистанционных образовательных технологий, не смотря на 30-летний опыт и локальные успехи некоторых вузов, не преодолело «детские болезни» начального этапа развития.
Часто под ДОТ подгоняется простое удалённое чтение лекций (часто даже без учёта психо-физиологических, организационно-методических, информационно-технологических и иных особенностей ДОТ), что является «симулякром» по Ж. Бодрияру [1] — ложным подобием этого сложного учебно-организационнотехнологического комплекса.
Одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное обучение с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.
ДОТ часто рассматривается как педагогическая технология, элемент или разновидность заочного обучения (хотя это не совсем справедливо).
О.Е. Ломакин,
ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов, доктор экономических наук, кандидат технических наук
ДОТ — это не форма обучения и не компьютерная технология. Это комплекс, в первую очередь, образовательных технологий. Причём очень сложных, требующих принципиально иного качества информационно-организационно-методического обеспечения учебного процесса, высокого педагогического мастерства и навыков профессорско-преподавательского состава, учёта возрастной физиологии, видеоэкологии, особенностей восприятия визуального ряда, санитарно-медицинских и иных требований. И это довольно дорогостоящее мероприятие — минимальная стоимость разработки одного электронного учебно-методического комплекса не менее 300 тыс. руб. по одной учебной дисциплине без учёта других затрат (покупка сервера, программного обеспечения, офисной и компьютерной техники и оборудования, оснащение кабинетов и аудиторий, обучение ППС, разработка, агрегирование, актуализация ЭБС и др.).