По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.406.4

О развитии дистанционных образовательных технологий

О.Е. Ломакин Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов
Е.Е. Можаев Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов

Вопросы развития дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в российском образовании являются актуальными. Авторы излагают и обосновывают свою точку зрения на пути развития дистанционных образовательных технологий и представляют опыт практической работы по их внедрению. Подробно освещены преимущества ДОТ по сравнению с традиционными образовательными технологиями, требования и различные подходы к ДОТ. ДОТ позволяют использовать комплексно ряд педагогических технологий, т.к. это переход от технологий оптимизации образовательного процесса, монодидактических, к технологиям более высокого уровня — технологиям организации трансфера знания, полидидактическим технологиям и в полной мере соответствуют критериям доступности и качества образования. ДОТ позволяет перейти от одноуровневой, «плоской» классификации педтехнологий к уровневой. Представлена авторская трактовка видов, трендов и вызовов в развитии дистанционных образовательных технологий.

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Постум. 2015. 238 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 22.04. 2021).

3. Журавлёв Б., Ломакин О., Муртазина Е., Потапов А. Оценка индивидуальных способностей молодёжи к ведению предпринимательской деятельности: брошюра. М.: МИФИ. 2005. 32 с.

4. Грачёв Н.Н., Ломакин О.Е., Шленов Ю.В. Введение в психологию инновационной научно-технической деятельности: монография. М.: Высшая школа. 1996. 303 с.

5. Можаев Е.Е. К вопросу о целях и содержании обучения. Ректор вуза. 2016. № 5. С. 16–25.

6. Можаев Е.Е., Гиненский В.Л. Проблемы инженерного образования и пути его развития. Педагогический мир. URL: http://pedmir.ru/89911 (дата обращения: 22.04.2021).

7. Можаев Е.Е., Гиненский В.Л. Дистанционное образование с применением компьютерных технологий. Педагогический мир. URL: http://pedmir. ru/90086 (дата обращения: 22.04. 2021).

8. Можаев Е.Е. К вопросу о проблемах инженерного образования. Ректор вуза. 2015. № 7. С. 22–25.

9. Можаев Е.Е. Инновационной экономике — инновационные инженерные кадры. Строительство: новые технологии — новое оборудование. 2015. № 8. С. 10–13.

10. Можаев Е.Е., Ясулов В.К. Роль кадров в инновационном развитии производства. Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2015. № 1–3. C. 25–28.

11. Можаев Е.Е. Современные психолого-педагогические технологии обучения. Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2014. № 7–9. С. 22–27.

В обществе существуют две критерии оценки образования — доступность и качество. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) полностью соответствует им.

Если определять иерархическую ценность, то на первом месте, конечно, стоит критерий доступности. Критерий качества образования устанавливается органами власти и рынком труда. Главная задача любого образовательного учреждения — повышение образовательного уровня обучающихся. Не даром уровень образования «высшее профессиональное образование» заменён на «высшее образование».

Пандемия новой коронавирусной инфекции показала, что российское образование в части дистанционных образовательных технологий, не смотря на 30-летний опыт и локальные успехи некоторых вузов, не преодолело «детские болезни» начального этапа развития.

Часто под ДОТ подгоняется простое удалённое чтение лекций (часто даже без учёта психо-физиологических, организационно-методических, информационно-технологических и иных особенностей ДОТ), что является «симулякром» по Ж. Бодрияру [1] — ложным подобием этого сложного учебно-организационнотехнологического комплекса.

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное обучение с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

ДОТ часто рассматривается как педагогическая технология, элемент или разновидность заочного обучения (хотя это не совсем справедливо).

О.Е. Ломакин,

ректор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов, доктор экономических наук, кандидат технических наук

ДОТ — это не форма обучения и не компьютерная технология. Это комплекс, в первую очередь, образовательных технологий. Причём очень сложных, требующих принципиально иного качества информационно-организационно-методического обеспечения учебного процесса, высокого педагогического мастерства и навыков профессорско-преподавательского состава, учёта возрастной физиологии, видеоэкологии, особенностей восприятия визуального ряда, санитарно-медицинских и иных требований. И это довольно дорогостоящее мероприятие — минимальная стоимость разработки одного электронного учебно-методического комплекса не менее 300 тыс. руб. по одной учебной дисциплине без учёта других затрат (покупка сервера, программного обеспечения, офисной и компьютерной техники и оборудования, оснащение кабинетов и аудиторий, обучение ППС, разработка, агрегирование, актуализация ЭБС и др.).

Для Цитирования:
О.Е. Ломакин, Е.Е. Можаев, О развитии дистанционных образовательных технологий. Ректор ВУЗа. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: