Экономическая непривлекательность, социальная необустроенность, низкое качество и беспросветность сельской жизни, отсутствие подкрепляемой намерениями и действиями государства уверенности в ожиданиях превратили сельское Нечерноземье, где в ХIХ в. нарождалось 80 % населения России, в безжизненные пространства, территории дожития с ведением для собственного прокорма натурального сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах и малоземельных семейных фермерских хозяйствах.
Утрата жизнеспособности сельских территорий привела к длящемуся десятилетия бегству трудоспособного сельского населения и практически всей молодежи в города, к измельчанию и опустению сел и деревень, их исчезновению, полному опустошению и одичанию удаленных от городов окраинных сельских территорий, зарастанию пашен, лугов и пастбищ, забрасыванию и разрушению животноводческих ферм, ухудшению состояния дорожной сети и инженерной инфраструктуры, закрытию объектов социального и культурного назначения.
В условиях все более нестабильной геополитической обстановки в мире, непредсказуемых климатических изменений, распространения пандемий, проедания и исчерпания природных ресурсов с неблагоприятными проявлениями, влияющими на снижение уровня продовольственной безопасности, как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах, необходимо проводить взвешенную аграрную политику, учитывающую необходимость возможно более полного обеспечения населения регионов продуктами питания — молоком, мясом, картофелем, овощами в основном местного производства, что снизит риски продовольственной недостаточности в неблагоприятные годы, обеспечит создание необходимых для страны продовольственных запасов на случай появления чрезвычайных неблагоприятных природных и геополитических событий, а также окажет благоприятное воздействие на восстановление жизнеспособности сельских территорий Нечерноземной зоны страны с возрождением на них сельскохозяйственного производства, восстановлением сельских экономик, созданием рабочих мест, обустройством сельских территорий объектами инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.