В рассматриваемой ситуации работа водителя носит разъездной характер, а также является работой в пути. Работодатель обязан компенсировать водителю связанные со служебными поездками расходы, указанные в ст. 168.1 ТК РФ, в том числе и суточные (дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства). Указанные поездки командировками не являются.
Если работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, то соответствующее условие в обязательном порядке вносится в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Законодательного определения понятий «разъездная работа», «подвижной характер работы», «работа, осуществляемая в пути» нет. Статья 57 ТК РФ только называет такие разновидности характера работы. Однако содержание указанных понятий не раскрывает. Следовательно, отнести ту или иную работу к разъездной, подвижной или работе в пути работодатель и работник должны сами при заключении трудового договора, принимая во внимание утвержденные соглашениями, коллективным договором или локальным нормативным актом перечни работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной или подвижной характер (ст. 57 и 168.1 ТК РФ).
В отраслевых актах изложены определенные указания относительно того, что считать тем или иным характером работы (см., например, п. 3.16 и 3.18 Отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017–2020 годы от 3 апреля 2017 г., постановление Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 № 579 «Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков» (см. также определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 № 33-15672/2011).
На основании указанных документов, на наш взгляд, можно сделать вывод, что разъездная работа характеризуется необходимостью для работника перемещаться из одной географической точки в другую для выполнения определенного задания, при этом у сотрудника нет постоян ного, стационарного рабочего места. К разъездной работе относится, например, работа водителя, курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона. К работе же в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства, при этом работник может как управлять этим движением, так и не иметь никакого влияния на него. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы, водители. При подвижной работе работник часто меняет рабочее место (место выполнения трудовой функции). Такова, например, работа строителей, лесозаготовителей, охранников (ЧОП, ведомственной и вневедомственной охраны) и т. п.