По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2507-01

О проектном сельскохозяйственном землепользовании на основе установленного федеральным законом проведения в обязательном порядке землеустройства

Алакоз В.В. действительный государственный советник Российской Федерации, почетный землеустроитель и почетный геодезист Российской Федерации, старший научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, Москва. E-mail: v.v.alakoz@vniiesh.ru

Целью аграрной и земельной политики является полное использование всего продуктивного потенциала сельскохозяйственных угодий, обеспечение всем субъектам сельскохозяйственной деятельности доступа к земле для обеспечения продовольственной независимости и экспорта излишков сельскохозяйственной продукции нуждающимся в ней странам, организация благоприятных экономических условий для осуществления доходной сельскохозяйственной деятельности, создания рабочих мест и обеспечения доходности сельских домохозяйств на всей территории страны с созданием благоприятных условий жизнедеятельности человека с необходимым обустройством сельских территорий системами местного значения: транспортной инфраструктуры; коммунальной инфраструктуры, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, связи; социальной инфраструктуры — с учетом природно-климатических, экологических, экономических, социальных и демографических особенностей уклада жизни сельского населения, других особенностей осуществления сельскохозяйственной деятельности на основе документов землеустроительного планирования и проектирования с соблюдением требований сельскохозяйственных регламентов сохранения сельскохозяйственных земель и плодородия почв, охраны окружающей среды и экологической безопасности. Отсутствие реально действующих эффективных механизмов принуждения сельхозтоваропроизводителей к провозглашенному ответственному неистощительному использованию сельскохозяйственных земель привело к повсеместно распространенной порочной практике разового потребления почвенного плодородия. Низкодоходное сельскохозяйственное производство без достаточной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Нечерноземья привело к обезлюдиванию сельских территорий, измельчанию и исчезновению сел и деревень, масштабному выводу из оборота старопахотных земель, их одичанию и деградации. О природе возникновения этих явлений и путях их преодоления — в этой статье.

Литература:

1. Алакоз В.В., Родин А.З., Крылатов А.К., Носов С.И., Бондарев Б.Е. и др. Физико-химические свойства почв сельскохозяйственных угодий и баланс гумуса на пашне Российской Федерации. Роскомзем. РосНИИземпроект. — Москва: Русслит, 1996. — 390 с.

2. Родин А.З., Крылатов А.К., Носов С.И., Бондарев Б.Е. и др. Динамика баланса гумуса на пахотных землях Российской Федерации. Госкомзем России. РосНИИземпроект. — Москва: ГУП «Агропрогресс», 1998.

3. Титов Г.А., Гогмачадзе Г.Д., Волощенко В.С., Синиговец М.Е., Эзрохин Л.М. Современное состояние экологии почвенного плодородия в АПК РФ. — ВНИИ «Агроэкоинформ». — Минсельхоз РФ. — АГРОЭКОИНФО. — п. Немчиновка, 2010. — №2. — ISSN: 1999–6403.

4.Алакоз В.В. Управление системой владения и пользования земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения // Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». — 2019. — №4. — С. 36–41.

5.Алакоз В.В. Система оптимизации сельскохозяйственного землепользования // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2014. — №3. — С. 3–8.

6.Брокгауз, Ефрон. Энциклопедический справочник. — Санкт-Петербург, 1898 (переизданный Лениздатом, 1971). — 235 с.

7. Приказ Минэкономразвития России от 13.06.2018 №305 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования института землеустройства».

8.Алакоз В.В., Никонов А.В. Система оптимизации сельскохозяйственного землепользования методами землеустройства // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2014. — №4. — С. 6–13.

9.Государственный научно-исследовательский институт земельных ресурсов. Земельные ресурсы СССР. Часть I. «Природно-сельскохозяйственное районирование территорий областей, краев, АССР и республик». Москва, 1990.

10. Монография «Природно-сельскохозяйственное районирование и использование земельного фонда СССР». Изд-во «Колос», 1983.

11. Монография «Природно-сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР». Изд-во «Колос», 1975.

12. Монография Д.И. Шашко. «Агроклиматические ресурсы СССР». Гидрометиздат, 1985.

13. Назаренко О.Г., Тарасов А.С. Целевые зоны с режимом // Информационный бюллетень Минсельхоза России №4 / 2024 «Почвенные ресурсы и агрохимические службы» ФГБНУ «Росинформагротех».

Сложившиеся в настоящее время экономические условия осуществления сельскохозяйственной деятельности на значительных территориях страны и утрата существовавшего ранее поддерживаемого государством более ответственного сельскохозяйственного землепользования, осуществляемого на проектной основе путем проведения землеустройства с установлением обязательных к исполнению требований по сохранению окружающей природной среды и природных ресурсов, предотвращающих истощение, загрязнение, порчу, деградацию и уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, водные и лесные ресурсы и обеспечивающих рациональное использование земель, восстановление плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения, не создают заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в природоохранной деятельности.

Провозглашения по охране земель (ст. 36 Конституции Российской Федерации, главы II «Охрана земель» и XI «Землеустройство» Земельного кодекса РФ) из‑за отсутствия дееспособных механизмов их реализации при осуществлении практической деятельности не работают.

Если в лесной отрасли использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются на основе лесного планирования — лесного плана субъекта РФ, лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и проекта освоения лесов лесного участка, без наличия которых освоение лесов запрещается, если при осуществлении градостроительной деятельности освоение территории земельного участка невозможно без подготовки схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана населения, генерального плана городского округа, проекта планировки территории, разработки на его основе в соответствии с градостроительными регламентами для конкретных видов деятельности проекта межевания и градостроительного плана земельного участка, то при осуществлении сельскохозяйственной деятельности непроведение землеустройства не является запретом для использования земельного участка, хотя в Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 69) провозглашена обязательность проведения землеустройства в случаях выявления распространенных повсюду на всей территории земель, подверженных водной и ветровой эрозии, вторичному засолению, иссушению и другим негативным воздействиям. Основанием проведения обязательного землеустройства в принудительном порядке является только решение суда, а не требование закона.

Для Цитирования:
Алакоз В.В., О проектном сельскохозяйственном землепользовании на основе установленного федеральным законом проведения в обязательном порядке землеустройства. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: