В связи с падением режима президента Б. Асада в Сирии и по мере обострения кризиса вокруг сектора Газа после заявления 4 февраля с. г. президента США Д. Трампа о необходимости выселить всех палестинцев из него для восстановления там нормальных условий жизни, но уже без палестинцев, возобновились активные попытки Турции и Катара, а также примкнувшим к ним США и Израиля выдавить Россию с газового рынка ЕС путем строительства в Евросоюзе газопроводов из региона Ближнего Востока. Ведущая роль в этом по-прежнему принадлежит Анкаре, которая не скрывает амбиций по поводу превращения Турции в основной газовый хаб ЕС путем соединения на своей территории газовых трубопроводов с Ближнего Востока, Кавказа и из Средней Азии.
По мере изучения вопроса о возобновлении работы над проектом газопровода из Катара в Европу через Турцию начинает всплывать все больше подробностей. Понятно, что для Анкары это не только чисто коммерческий проект, но и политический план по превращению Турции в основного источника энергетических поставок для Европы. Появились возможные сроки его ввода в эксплуатацию — 2027–2028 г.
Этот газопровод протяжённостью в почти 2 тыс. км и мощностью до 40–45 млрд куб. ежегодно был разработан Турцией и Катаром при участии ряда компаний Италии, Нидерландов и Германии еще в начале 2000-х гг. Предполагалось, что около четверти маршрута будет приходиться на действующий газопровод с северо-востока Сирии на юго-восток Турции и далее через турецкие распределительные терминалы в страны Южной и Восточной Европы.
Когда в декабре 2024 г. появились планы о возобновлении строительства газопровода Катар–Турция в Европу, эксперты стали просчитывать, что проект столкнётся с трудностями, учитывая длину и стоимость трубы. Например, Турция уже заключила долгосрочные газовые соглашения с Россией, Ираном и Азербайджаном, что накладывает ограничения на спрос.
Также существует более реализуемый, но пока запасной проект катарско-турецкого газопровода через Кувейт и Ирак, стоимость которого составляет примерно 20 млрд долларов. Он должен пройти через территории Саудовской Аравии и Кувейта, а затем — до Ирака в Турцию.