Статья поступила 03.05.2025.
Статья подписана в печать 12.06.2025.
The article was received on 03.05.2025.
The article was signed for publication on 12.06.2025.
В основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации непосредственно провозглашено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, конституционные положения которой в этой части базируются на международно-правовых нормах, в первую очередь, Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право детей на особую заботу и помощь.
В частности, статья 31 (п. 2) Конвенции уточняет, что «государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению равных возможностей для досуга и отдыха»1 .
Как отмечает И.Г. Минакова, «указанные положения получают дальнейшее развитие в актах отраслевого законодательства. Ключевым из них является федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 12 в качестве одного из основных прав детей устанавливает право на отдых и оздоровление» [13, 42].
Ни у кого нет сомнений в том, что дети – важная часть общества, от образованности и способностей которого зависит будущее любой страны [20, с. 589]. Именно поэтому, по мнению В.Г. Шамуратовой, детский отдых всегда был и остается для нашей страны приоритетным видом социальной политики.
Об этом также свидетельствуют постоянные публикации в российском научном сообществе.
Так, например, А.В. Вавилов говорит о том, что «…сегодня существует множество факторов, влияющих на целеполагание в сфере детского отдыха. Одним из таких факторов является государственная политика» [4, 13].
Исследователи Г.В. Заярская, А.Ю. Фодоря подчеркивают также, что «сфера детского отдыха в России имеет свои особенности, потому что одновременно выступает частью социальной и культурной политики» [6, с. 105].