Между двумя частными коммерческими организациями заключен договор строительного подряда. У подрядчика возник спор с заказчиком. Суть вопроса — сформирована смета на временные здания и сооружения (ВЗиС). К итогу сметы применено снижение 15% на возврат стоимости материалов, полученных при разборке ВЗиС. Заказчик, помимо возврата 15% от всей суммы сметы, требует дополнительно к материалам применить коэффициент на оборачиваемость материалов с К = от 0,2 до 0,33. В приказах № 421 и 332 Минстрой РФ об этом не говорится, только 15%.
Прав ли заказчик? Какова судебная практика по данному вопросу?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время порядок определения стоимости строительных работ, выполняемых по договору подряда, заключенному между двумя коммерческими организациями, в том числе применения различных индексов, коэффициентов, законодательством не урегулирован.
Обоснование позиции:
Прежде отметим, что, действительно, согласно ч. 3 ст. 709, ч. 1 ст. 743, п. 1 ст. 746 ГК РФ стоимость работ по договору строительного подряда определяется путем составления сметы. Однако для правильного понимания данных указаний необходимо учитывать общие принципы законодательного регулирования в данной сфере.
В соответствии с ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением предусмотренных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Регулирование цен на строительные работы законодательством не предусмотрено.
Обязательность использования сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов установлена ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) только для случаев, когда строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ; средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями; средств юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, а также для капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), и только для формирования начальной (максимальной) цены контракта (договора), либо цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (далее — НМЦК). Та же ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ далее указывает, что сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении и оплате указанных контрактов или договоров; в отношении контрактов, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками, на это указывает также ч. 6.1 ст. 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Иными словами, сметная документация, сформированная в составе проектной документации, по итогам конкурсных процедур, в результате которых определена твердая цена, утрачивает свое значение, как об этом указано в отношении государственного контракта в письме Минстроя России от 23.03.2015 № 7830-ЛС/03.