ХХ век изменил лицо мира и образ жизни человека до неузнаваемости, до своей противоположности. На примере истории искусства это особенно заметно и показательно. Критерии, методы, подходы, материалы и технологии — новации во всех этих сферах таковы, что привели бы в остолбенение любого из титанов духа былых веков, случись ему воскреснуть. Очень многое из того, что тысячи лет считалось правильным и естественным, сегодня взято под сомнение: вчерашняя норма стала зачастую исключением, а вчерашнее исключение — нормой.
В рамках данного курса необходимо сделать несколько акцентов.
Первое и основное, что следует понять для начала: в мире издавна сосуществуют и уже свыше тысячи лет конкурируют между собой три глобальные мегацивилизации: 1) европеоидов Запада; 2) Китая; 3) ислама [6]. Наряду с ними есть и другие, локальные цивилизации (японцев, евреев, индусов и др., не считая мертвых — египтян, ассирийцев, ацтеков, инков, бенинцев и др.), отличающиеся ярким своеобразием и прелестью, но не подчинившие своему обаянию и влиянию другие народы так, как это сделали три перечисленные. А порой и вторичные, как вторична японская культура по отношению к китайской. Собственно, наименования цивилизации заслуживают по большому счету только три названные мегацивилизации, остальные же должны проходить по списку локальных культур.
Россия является частью европейской цивилизации, но частью особой. Во-первых, периферийной, то есть лишь отчасти принимающей, но не создающей и не выражающей основные ценности европейского мира, а порой и отвергающей и даже опровергающей их (не случайно оба главных исторических проекта мирового переустройства, заявленные Русью, — православие и коммунизм — оказались не приняты Западом1 ). А во-вторых, глубоко своеобразной. Россия не тождественна простой механической сумме западных и восточных потенциалов и приоритетов. Нужно хорошо понимать: быть европеоидом еще не значит быть европейцем — в смысле человеком западноевропейской цивилизации. Это относится к русским прежде всего. О некоторых важных отличиях мы поговорим ниже.