По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.87

О предмете «История российского искусства Нового и Новейшего времени»

Севастьянов Александр Никитич главный научный сотрудник Центра современного российского искусства, кандидат исторических наук, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: mail@sevastianov.com

Автор показывает, что основная цель курса «История искусства Новейшего времени» — преподать эту историю с позиций такой педагогики, которая подразумевает развитие мыслящей личности, не только овладевшей конкретными знаниями, но и понимающей предмет. Это значит, что студент получит возможность обратить свое внимание, помимо непосредственной исторической фактуры, еще и на историософский смысл явлений и событий в широком контексте общественной жизни, научится давать им оценку. Такой подход особенно важен потому, что речь пойдет о новой эре человечества, понимание которой настолько же важно для современников, насколько и трудно по причине малой исторической дистанции рассмотрения.

Литература:

1. Еремин И.П. Литература Древней Руси. — М.-Л., 1966. — С. 9–10.

2. История книги: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Говорова и Т.Г. Куприяновой. — М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.

3. Мчедлова М.М. Идентичность общероссийская. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь. — М.: Республика, 2001.

4. Ортега-и-Гассет Х. В гуще грозы / Вступ. и пер. с испанского Анатолия Гелескула. — URL: https://magazines.gorky.media/inostran/1998/3/v-gushhe-grozy.html.

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. — URL: https://dom-knig.com/ read_315179-30.

6. Севастьянов А.Н. Битва цивилизаций: секрет победы. — М.: Книжный мир, 2013.

7. Сергеева А.В. Какие мы, русские? (100 вопросов — 100 ответов). Книга для чтения о русском национальном характере. — М.: Изд-во ЗАО «Русский язык», 2010.

8. Febvre L., Martin H.-J. The Coming of the Book: The Impact of Printing 1450– 1800. — London & New York, 1984. — P. 248–249.

9. Sir J.A.R. Marriott. Anglo-Russian Relations, 1689–1943. — 2d ed. — London, Methuen & Co., 1944. — Р. 1.

ХХ век изменил лицо мира и образ жизни человека до неузнаваемости, до своей противоположности. На примере истории искусства это особенно заметно и показательно. Критерии, методы, подходы, материалы и технологии — новации во всех этих сферах таковы, что привели бы в остолбенение любого из титанов духа былых веков, случись ему воскреснуть. Очень многое из того, что тысячи лет считалось правильным и естественным, сегодня взято под сомнение: вчерашняя норма стала зачастую исключением, а вчерашнее исключение — нормой.

В рамках данного курса необходимо сделать несколько акцентов.

Первое и основное, что следует понять для начала: в мире издавна сосуществуют и уже свыше тысячи лет конкурируют между собой три глобальные мегацивилизации: 1) европеоидов Запада; 2) Китая; 3) ислама [6]. Наряду с ними есть и другие, локальные цивилизации (японцев, евреев, индусов и др., не считая мертвых — египтян, ассирийцев, ацтеков, инков, бенинцев и др.), отличающиеся ярким своеобразием и прелестью, но не подчинившие своему обаянию и влиянию другие народы так, как это сделали три перечисленные. А порой и вторичные, как вторична японская культура по отношению к китайской. Собственно, наименования цивилизации заслуживают по большому счету только три названные мегацивилизации, остальные же должны проходить по списку локальных культур.

Россия является частью европейской цивилизации, но частью особой. Во-первых, периферийной, то есть лишь отчасти принимающей, но не создающей и не выражающей основные ценности европейского мира, а порой и отвергающей и даже опровергающей их (не случайно оба главных исторических проекта мирового переустройства, заявленные Русью, — православие и коммунизм — оказались не приняты Западом1 ). А во-вторых, глубоко своеобразной. Россия не тождественна простой механической сумме западных и восточных потенциалов и приоритетов. Нужно хорошо понимать: быть европеоидом еще не значит быть европейцем — в смысле человеком западноевропейской цивилизации. Это относится к русским прежде всего. О некоторых важных отличиях мы поговорим ниже.

Для Цитирования:
Севастьянов Александр Никитич, О предмете «История российского искусства Нового и Новейшего времени». Ученый совет. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: