По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О поручениях

Воспоминания, к сожалению, — нечастый жанр публикаций в нашем журнале. А ведь то, что произошло, кажется, совсем недавно, быстро становится историей и способно открыть новому поколению музейщиков немало интересных моментов жизни сообщества. Автор публикуемых мемуаров — бывший заместитель министра культуры Российской Федерации (2008–2013; 2006–2008 заместитель министра культуры и массовых коммуникаций), затем на 2 года возглавивший Музей-заповедник «Архангельское».

<…> Однажды — это было, кажется, в 2008 году, — приходит поручение Президента: позолотить лепной декор фасадов Екатерининского дворца в Царском селе. Предыстория этого поручения такова.

Однажды Музей-заповедник «Царское село» посетил В.В. Путин. Показывал ему музей И.П. Саутов — тогдашний директор музея-заповедника, писатель, актер, творческая, увлекающаяся личность, обаятельный человек и прекрасный директор, стоявший во главе Царского села долгие годы. В день, когда Царское село посетил Президент, Иван Петрович был в ударе. Так и представляю себе, как увлекательно он рассказывал: «Взгляните, Владимир Владимирович, какое великолепие! Видите — фасад дворца украшает лепной декор. Сейчас он выкрашен тускловатым желтым цветом, а во времена Елисаветы был позолочен! Вы можете себе представить, как буквально блистал, золотом горел дворец в лучах заходящего солнца! Зрелище было волшебное, невероятное!» Или что-то в этом духе он говорил. По крайней мере, Президент запомнил этот яркий рассказ, знал, кому пересказать. Вскоре Музей-заповедник «Царское село» получил от некоего дарителя почти 140 килограммов золота в слитках «на золочение лепного декора». И соответствующее поручение Президента.

Итак — золото в слитках, а для золочения нужно сусальное золото, т.е. необходим дорогостоящий технологический процесс превращения слитков в сусальное золото. Простым путем, который заключался бы в продаже золота в слитках и покупки на вырученные деньги сусального золота, пойти было нельзя: золото надо было использовать для золочения. Это первая проблема. Вторая — надо было по архивным материалам и другим источникам уточнить, в чем Иван Петрович был прав, а в чем он, как человек увлекающийся, нафантазировал. Как оказалось, нафантазировал он не так уж и много: первоначально архитектурный декор действительно был позолочен. Но в суровом и сыром петербургском климате позолота скоро потускнела. Когда же подсчитали экономику регулярного обновления позолоты, от нее отказались — даже блистающему великолепием царскому двору Елизаветы Петровны это было не по карману.

Для Цитирования:
Андрей Бусыгин, О поручениях. Музей. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: