По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378:61(092)

О подготовке медицинских кадров во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов

Каспрук Людмила Ильинична д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, kaspruk61@yandex.ru

В годы Великой Отечественной войны в составе военно-медицинской службы трудилось свыше 200 тыс. врачей и около 500 тыс. медицинских работников со средним специальным образованием. В начале войны не хватало квалифицированных хирургов, специально подготовленного медицинского персонала для работы в госпиталях и др. В представленном исследовании проведен анализ решения важной проблемы обеспечения медицинскими кадрами в годы Великой Отечественной войны, в том числе на примере Оренбургской области.

Литература:

1. Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов и материалов. – М., 1977. – С. 152.

2. Иванов Н. Г., Георгиевский А. С., Лобастов О. С. Советское здравоохранение и военная медицина в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – М., 1985. – 38 с.

3. Иванов В. К. Успехи подготовки медицинских сестер в РСФСР // Медицинская сестра. – 1968. – № 7. – С. 10–13.

4. Канторович М. М. Они ковали победу // Медицинская сестра. – 1985. – № 3. – С. 62.

5. Кузаев И. Люди в белых халатах. – Оренбург, 1997. – 46 с.

6. Кузьмин М. К. Медицинские сестры в дни мира и войны // Медицинская сестра. – 1991. – № 1. – С. 34–36.

7. Романюк В. П., Лапотников В. А., Накатис Я. А. История сестринского дела в России. – СПб., 1998. – 196 с.

8. Сотрудники ОрГМА – участники Великой Отечественной войны. / сост.: И. И. Каган, Т. В. Асабина / под ред. проф. И. И. Кагана. – Информационный вестник Музея истории ОрГМА. – Оренбург, 2005. – Вып. 2-й. Серия «История ОрГМА». – 76 с.

9. Стародубов В. И. О состоянии и мерах по развитию сестринского дела в Российской Федерации // Сестринское дело. – 1999. – № 1. – С. 5–7.

10. Усольцева Н. Л. Здравоохранение на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны. 1991. – 236 с.

11. Федорова А. В. Великая Отечественная война и Южный Урал. – Оренбург: Димур, 1995. – 104 с.

12. Федорова А. В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1995. – 216 с.

13. Футорянский Л. И. Оренбуржье – Великой Победе. – Оренбург, 1994. – 54 с.

Благодаря самоотверженному труду советских медиков в годы Великой Отечественной войны достигнуты выдающиеся успехи в лечении раненых и больных. Более 10 миллионов раненых были возвращены в строй за период войны, 72,3 % раненых и 90,6 % больных. На практике это означает сотни полков и дивизий, многие десятки армейских объединений, которые заново вернулись в строй. Немало образцов подлинного героизма, бесстрашия и самопожертвования проявили медицинские работники в годы Великой Отечественной войны. В любых условиях они делали все возможное, а часто и невозможное, чтобы спасти, сохранить жизнь, возвратить в строй раненых. Героическая работа медиков приравнивалась к боевому подвигу. Более 116 тысяч врачей в годы войны были награждены орденами и медалями, 44 человека удостоены звания Героя Советского Союза, большая группа руководителей медицинской службы получила в награду высшие полководческие ордена (Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.).

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков писал: «В условиях большой войны достижение победы над врагом зависит в немалой степени и от успешной работы военно-медицинской службы, особенно военнополевых хирургов».

«Подвиг милосердия» совершил многочисленный отряд медицинских работников страны: ученые, врачи, медсестры, санитары. Советский пенициллин, полученный в лаборатории Ермольевой З. В., делал чудеса. Успешно осваивали новые эффективные методы лечения раненых врачи фронтовых и тыловых госпиталей. При этом подготовке медицинских кадров уделялось особое внимание.

Согласно переписи, произведенной в мае 1930 г., в СССР числилось по всем ведомствам, кроме военного, 123 600 человек среднего медицинского персонала, в том числе 96 600 в городах и 27 000 в сельских местностях. В 1935 г. среднего медицинского персонала было 210 700 человек, в 1936 г. – 232 600, в 1937 г. – 276 800, в 1938 г. – 326 300, в 1939 г. – 369 600 и 1 января 1941 г. насчитывалось уже 412 200 человек. С 1935 по 1940 г. число врачей в системе Наркомздрава СССР увеличилось с 76 500 до 113 714 человек, в то же время количество среднего медперсонала увеличилось с 210 700 до 412 200 человек. Если количество средних медицинских работников, приходящихся на одного врача, в 1935 г. составляло 2,75, то в 1941 г. эта цифра достигла 3,6.

Число средних медицинских работников с законченным средним медицинским образованием увеличивалось. В 1935 г. удельный вес таких специалистов составлял 38,8 %, а в 1940 г. – 70,8 %.

Общая численность средних медицинских кадров в системе Наркомздрава СССР в январе 1941 г. составляла 412 221 человек, в городах – 263 922 и в сельской местности – 148 299. Из них фельдшеров, санитарных фельдшеров и фельдшерицакушерок было 92 244, акушерок – 60 215, медицинских сестер 154 000 и сестер в яслях и школах – 49 784 человека.

Партия и Правительство в период 1927–1940 гг. уделяли особое внимание подготовке преподавательских кадров в системе образования, в том числе медицинского. Об этом свидетельствует Постановление СНК СССР от 14.05.1939 г. «Об улучшении подготовки средних медицинских кадров», где устанавливалось, что «преподаватели по основным клиническим дисциплинам фельдшерских и фельдшерско-акушерских школ (внутренние болезни, хирургия, акушерство, детские болезни) утверждаются заведующими краевым и областным отделом здравоохранения из числа лечащих врачей больниц, на базе которых ведется преподавание».

Средний медицинский персонал занимал к этому времени следующие должности:

• 117 241 должность в городских больницах;

• 97 000 должностей в городской амбулаторно-поликлинической сети;

• в санитарно-противоэпидемических учреждениях в городе и на селе средний медицинский персонал занимает 47 700 должностей.

В материалах Народного комиссариата здравоохранения отмечается «разительный рост средних медицинских кадров в национальных республиках». Во всей Средней Азии до революции не было ни одной средней медицинской школы, а количество медицинских работников измерялось сотнями человек. Например, если в Казахстане в 1913 г. было 690 средних медработников, в 1941 г. их количество увеличилось до 13 500 человек. В Туркмении число средних медработников перед войной составило 4700 человек, в Узбекистане – 12 100, в Таджикистане – 2700, в Киргизии – 2600 человек.

Благодаря такой подготовке средних медицинских работников в союзных республиках удалось значительно снизить детскую и материнскую смертность, успешно реализовать программы по профилактике и лечению различных инфекционных и неинфекционных заболеваний (чума, тиф, туберкулез, дизентерия, дифтерия, трахома и др.).

В результате проведения в жизнь постановления СНК СССР от 8.09.1936 г. о подготовке средних медицинских кадров резко увеличилась сеть средних медицинских школ и число учащихся. С 1932 по 1935 г. число средних медицинских школ почти не изменилось, а в 1936 г. в СССР насчитывалось уже 602 средние медицинские школы с 129 227 учащимися, в 1937 г. – 1151 школа с 201 282 учащимися и в 1938 г. – 1209 школ с 231 192 учащимися. Выпуск средних медицинских школ в 1928–1932 гг. составил 42 000 человек, в 1933–1937 гг. – 99 600 человек, а в 1938 г. – 57 837 выпускников. В 1939 г. было подготовлено 86 552 медработника среднего медицинского звена, в 1940 г. – 83 952 человека. Указанные темпы полностью обеспечивали потребности медикосанитарных учреждений, создавая резервы для нужд обороны страны.

Необходимо было укреплять сеть средних медицинских школ, улучшать качество подготовки средних медицинских работников. В этом направлении проведено следующее:

• сеть средних медицинских школ пересмотрена с целью ликвидации «карликовых» школ, не обеспеченных учебно-практическими базами и преподавательским составом; число школ в 1940 г. уменьшилось до 985, а число учащихся составило 228 813;

• укреплено руководство средними медицинскими школами, проведен подбор и утверждение директоров средних медицинских школ из числа врачей, обладающих педагогическим стажем и опытом учебно-организационной работы;

• разработано и введено единое положение о средней медицинской школе, пересмотрены учебные планы и программы, составлены и изданы учебники для средних медицинских школ;

• усилен учебно-трудовой режим с целью повышения качества подготовки средних медицинских кадров.

Необходимо отметить, что подготовка сестринских медицинских кадров велась также в годы Великой Отечественной войны. Именно большая работа, проведенная органами здравоохранения по расширению и улучшению подготовки средних медицинских кадров, в значительной степени способствовала разрешению тех задач, которые поставила перед здравоохранением Великая Отечественная война. Потребность Красной Армии и эвакогоспиталей в средних медицинских кадрах удовлетворяется. Чрезвычайно большую работу по обеспечению кадрами медицинских сестер воинских частей и госпиталей провели организации Красного Креста и Красного полумесяца.

В период Великой Отечественной войны потребность в медицинских кадрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому Народным комиссариатом здравоохранения СССР были приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием. В 1941 г. приказом НКЗ СССР от 25.06.41, 02.07.41 гг. для медицинских школ утверждены учебные планы с сокращенными сроками обучения от 1 года до 1,5 лет. В связи с особенностями военного времени Наркомздрав объединил подготовку фельдшеров, медсестер общих с медсестрами детских учреждений и ввел подготовку фельдшеров-акушерок вместо акушерок. Только за первые 6 месяцев войны Обществом Красного Креста подготовлено 106 тысяч медсестер и 100 тысяч сандружинниц [6].

За весь период войны организации Красного Креста подготовили более 280 тысяч медицинских сестер, около 500 тысяч сандружинниц и 36 тысяч санитарок. В ответ на вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз сотни тысяч патриоток поступают на курсы медицинских сестер и санитарных дружинниц Красного Креста. Великая Отечественная война подвергла строжайшей проверке жизнеспособность всей государственной системы, в том числе и здравоохранения.

В период войны часть медицинских школ на оккупированной территории была разрушена, часть передана военным организациям. Тем не менее уже к 1943 г. после издания постановления СНК СССР от 01.12.1943 г. № 1337 «О порядке возвращения зданий вузов и медицинских училищ, используемых не по назначению», начинается восстановление сети учебных учреждений. Если в 1942 г. на территории РСФСР насчитывалось 270 медицинских училищ, то к 1955 г. их число достигло 370 [3].

Большое значение в дни Великой Отечественной войны приобрела работа среднего медицинского персонала и по медико-санитарному обслуживанию гражданского населения. Большую санитарно-противоэпидемическую и лечебно-профилактическую работу проводили фельдшера. Работа помощников госсанинспекторов и эпидемиологов, дезинструкторов и дезинфекторов, участковых сестер поликлиник, патронажных сестер определяла успех мероприятий органов здравоохранения.

Учитывая возросшую роль средних медицинских кадров в условиях военного времени, уполномоченный Государственного комитета по проведению противоэпидемических мероприятий народный комиссар здравоохранения СССР Митерев издал приказ № 25 от 12.05.1943 г., в котором перед органами здравоохранения ставится ряд важнейших задач по дальнейшему укреплению средних медицинских школ. Важнейшей задачей считается еще более тесный контакт средних медицинских школ с теми учреждениями здравоохранения, на базе которых они построены. Прежде всего, это областные и городские больницы. Директорами соответствующих средних медицинских школ должны назначаться главные врачи этих больниц, а начальниками курсов медицинских сестер – начальники госпиталей или начальники медицинской части госпиталей. За средними медицинскими школами должны быть закреплены в качестве учебно-практических баз больницы, поликлиники, санитарно-эпидемиологические станции, детские лечебно-профилактические учреждения.

Одновременно, в соответствии с приказом № 25 от 12.05.1943 г. сеть медицинских школ должна быть построена с таким расчетом, чтобы каждая область могла обеспечить свои потребности в фельдшерах, акушерках и медицинских сестрах за счет выпусков своих собственных школ. В качестве основной задачи средних медицинских школ системы Наркомздрава СССР на ближайший период времени ставится подготовка фельдшеров и акушерок и фельдшериц-акушерок. Эти профили должны составлять до двух третей общего контингента лиц, принимаемых в средние медицинские школы.

Важнейшими задачами по расстановке и использованию средних медицинских кадров является укомплектование в первую очередь должностей среднего медицинского персонала на решающих участках работы по здравоохранению. Это были должности среднего медперсонала в эвакогоспиталях, на самостоятельных фельдшерских, фельдшерско-акушерских и акушерских пунктах в сельских местностях и должности фельдшеров на сельских врачебных участках, а также на торфо- и лесоразработках. Кроме того, отмечались должности средних медицинских работников на здравпунктах промышленных предприятий, должности патронажных сестер, школьных сестер, участковых сестер поликлиник, помощников госсанинспекторов и др.

По приказу № 25 Наркомздрава от 12.05.1943 г. намечается ряд мероприятий по материальному укреплению средних медицинских школ, усовершенствованию средних медицинских кадров, распределению оканчивающих средние медицинские школы, учету среднего медперсонала и работе с массовыми кадрами здравоохранения.

Приказ № 25 поставил перед журналами «Фельдшер и акушерка» и «Медицинская сестра» важную задачу: систематически освещать вопросы противоэпидемической работы и деятельности по детскому здравоохранению, развернуть широкий обмен опытом организационной работы средних медицинских кадров. Проведение в жизнь приказа № 25 обеспечило дальнейшее улучшение подготовки и работы среднего медперсонала, а также наилучшее использование его в условиях Великой Отечественной войны. Советские медики выдержали исторический экзамен – 72 % раненых и больных вернули в строй [3].

Невозможно переоценить роль медицинских сестер, спасших жизни сотням тысяч бойцов в годы Великой Отечественной войны. Среди них Герои Советского Союза Е. И. Демина, Н. В. Троян, С. А. Богомолов, Н. Я. Якупов, Е. И. Дергилев, Е. А. Дыскин, а также А. И. Хаблова, Л. Ф. Савченко, А. Р. Кузнецова, награжденные медалью «Флоренс Найтингейл» [9].

В годы Великой Отечественной войны первую помощь на поле боя получили 84,4 % раненых. В строй возвращено 72,3 % раненых 90,6 % больных солдат и офицеров. Никогда прежде в военных условиях не достигались столь высокие показатели. Оценивая деятельность медицинской службы, начальник научно-исследовательского отдела Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР М. М. Канторович писал: «Раненые и больные, возвращенные медицинской службой в строй, были одним из источников пополнения Вооруженных Сил» [4].

До настоящего времени нет орденов и медалей, которые бы носили имена российских сестер милосердия, исполнивших свой профессиональный долг, отдавших себя целиком на благо Отечества. В то же время успехи, достигнутые в лечении раненых и больных, по возвращению их в строй по своему значению и объему равны выигрышу крупнейших стратегических сражений [2].

После Великой Отечественной войны в стране были проведены важные мероприятия по улучшению медицинского обслуживания населения. В первую очередь были восстановлены учреждения по охране материнства и детства; развернуто строительство родильных домов, женских консультаций и детских поликлиник; восстановлена сеть домов отдыха и санаториев. Организована медицинская социальная помощь инвалидам и детям-сиротам. Поэтому увеличилась потребность практического здравоохранения страны в квалифицированных средних медицинских кадрах [5, 7]. В 1946 г. Министерство здравоохранения СССР утвердило новые учебные планы, которые предусматривали более глубокое преподавание теоретических дисциплин и улучшение практической подготовки выпускников медицинских школ.

Великая Отечественная война – особая страница и в истории развития сестринского медицинского образования в Оренбуржье. В первые дни войны на фронт отправились выпускники фельдшерско-акушерской школы (ФАШ) [11, 12]. В 40-е гг. в соответствии с планом Наркомздрава РСФСР по усовершенствованию и специализации среднего медицинского персонала, стали организовываться курсы усовершенствования фельдшеров.

В июле 1941 г. на железной дороге в Абдулино Чкаловской области была организована санитарная дружина, целью которой было содействие транспортировке и оказание первой помощи раненым. В феврале 1942 г. состоялся выпуск контингента младшего медперсонала объединенных курсов РОКК.

В период войны медицинские кадры пополнились эвакуированными специалистами, что помогло поднять качество медицинского обслуживания населения. Создание медицинского института в Чкалове (ныне – Оренбурге) было обусловлено большой потребностью во врачебных кадрах, необходимостью развития и улучшения медицинской помощи населению. На базе Харьковского медицинского института решением СНК от 12 августа 1944 г. был открыт в Чкалове мединститут. В документе говорилось: «Разрешить комитету по делам высшей школы при Совнаркоме СССР организовать в 1944 г. медицинский институт с непосредственным его подчинением Наркомздраву РСФСР». Первый прием предполагалось осуществить в количестве 200 человек.

Коллектив Харьковского медицинского института сыграл важную роль в подготовке среднего и младшего медицинского персонала в Чкаловской (ныне – Оренбургской) области. За период войны на 17 % выросло число врачей в области, особенно увеличился их отряд на селе (на 33 %). При помощи сотрудников Харьковского мединститута обком Красного Креста за годы войны подготовил 3946 медсестер и 7961 сандружинницу, а также 854 санитара [12, 13].

На протяжении 20 лет, с 1954 по 1977 г. руководителями института были активные участники Великой Отечественной войны, фронтовики. Это Иван Васильевич Сидоренков, Сергей Сергеевич Михайлов, Анатолий Дмитриевич Шайков, Леонид Филиппович Еременко. Среди 22 заведующих кафедрами, являвшихся участниками Великой Отечественной войны, 9 находились в действующей армии как военные медики, 4 воевали как общевойсковые военнослужащие и 9 – в качестве военных и гражданских медицинских работников работали в тыловых военных госпиталях [8].

Доцент кафедры госпитальной терапии Рашид Ибрагимович Мангушев в рядах Советской Армии с 1940 г. после окончания Чкаловского (Оренбургского) медицинского училища. В действующей армии он с первых дней Великой Отечественной войны, командир санитарного взвода. Воевал в составе 142-го стрелкового полка 9-ой мотострелковой дивизии на Южном фронте. Был тяжело ранен, награжден медалями, в том числе медалью «За отвагу».

Ассистент кафедры акушерства и гинекологии Любовь Ивановна Завершинская в годы войны работала медицинской сестрой в эвакогоспитале. Библиотекарь Любовь Андреевна Старцева всю войну работала медицинской сестрой в военном госпитале. Старший лаборант кафедры инфекционных болезней Анна Александровна Суздалева была в действующей армии с начала войны. Ее воинское звание – старший лейтенант медицинской службы. В качестве военного фельдшера она воевала в составе 24-й армии, прошла боевой путь через Белоруссию, Каунас, Вильнюс, Кенигсберг, была ранена, награждена медалями. Сотрудник профилактория Эмма Арсентьевна Пичугина в 1944–1945 гг. была разведчицей и медицинской сестрой артиллерийского дивизиона, участвовала в сражениях под Москвой, под Ригой, награждена медалью «За победу над Германией» [8, 10].

Неувядаемой славой покрыли себя советские воины, и среди них – военные медики. Они с честью выполнили свой благородный долг во время войны и в послевоенный период. Врачи, медицинские сестры, санитарки в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. проявили подлинный героизм. Оренбургские медицинские работники – образец высокого гражданского, профессионального и человеческого долга.

В статье научного отдела агентства «Ассошиэйтед пресс» редактор Блейколи говорил: «Низкая смертность среди раненых в Красной Армии и высокий процент возвращения в строй является чудом в области медицины».

Передовые принципы организации медицинской помощи раненым, хорошая материальная база и самоотверженный труд всего личного состава медицинской службы позволили вернуть в строй в годы Великой Отечественной войны 72,3 % раненых.

Учитывая гигантские масштабы боевых действий, соответственно этому количество санитарных потерь, то следует признать, что успехи в лечении и возвращении в строй раненых были поистине беспрецедентными.

Руководство области и города постоянно контролировало работу госпиталей. Местные органы здравоохранения и лечебный состав эвакогоспиталей, работая с исключительной преданностью, добились в деле лечения раненых и больных значительных успехов: высокого процента возврата в строй раненых, выписываемых из госпиталей; незначительного процента смертности, резкого снижения числа раневых осложнений; уменьшения числа ампутаций и других операций, связанных с удалением части или целого органа; широкого применения методов восстановительной хирургии с хорошими исходами и внедрения новейших методов лечения раненых [1].

Язык статьи:
Действия с выбранными: