В начале ХХ столетия налицо был кризис российского самодержавия как основы государственного строя страны. Обществу необходимы были реформы в политической сфере. Всех давила и угнетала абсолютная монархия, олицетворением которой был российский самодержец, с огромным бюрократическим аппаратом, консервировавшим и поддерживавшим уже изжившую себя систему.
В российском обществе нарастало противостояние самодержавию.
В стране складывалась революционная ситуация, вызванная политическими и социально-экономическими противоречиями, усугубленными Русско-японской войной.
В сложившихся условиях государственная власть вынуждена была маневрировать, искать пути выхода из создавшейся ситуации. Для всех было очевидно, что на повестку дня встал вопрос: быть или не быть в России абсолютистской монархии?
Предпринимались попытки поиска путей в решении этого острого для страны вопроса.
Однако, не желая поступиться властью, самодержавие делало это нехотя, с опаской, используя полумеры и всё время опаздывая. Опираясь только на дворянство, выражая и защищая его интересы, оно оказалось неспособным привлечь на свою сторону ни один слой населения, даже буржуазию, которая требовала очень робко по существу только одной уступки: создание народного представительства, которое ограничило бы самодержавие в форме конституционной монархии. Буржуазия стремилась разделить политическую власть в государстве с дворянством и участвовать в управлении страной. Но веками устоявшаяся в России традиция, что управляет страной и имеет политические права только дворянство, были сильнее трезвого подхода и оценки положения дел в складывавшейся ситуации.
В стране всё настойчивее раздавались призывы о превращении России в правовое государство по образцу передовых европейских держав. Но, как известно, становление правового государства неразрывно связано с формированием политической структуры цивилизованного общества, главными демократическими институтами которого являются парламентаризм, политический плюрализм, многопартийная система. Этого в России как раз и не было. Самодержавие, проводя реформы в стране, не допускало их к политической сфере и в государственном управлении.