Выпускник школы, осваивающий профессию культуролога, должен осознанно «конструировать» себя как духовно развитый человек, глубоко приобщенный к духовной культуре. Говоря о культуре в широком смысле, А.Я. Флиер выделяет несколько основных процессов, формирующих духовно развитого человека: а) его социализация и инкультурация1, становление человека как члена общества и как неповторимой индивидуальности; б) воспитание нравственных начал в человеке, гуманности, терпимости, чувства сострадания; в) развитие творческих потенций, заложенных в человеке генетически; г) наличие гуманитарной эрудиции — знаний в области истории, филологии, искусствознания, религиоведения, педагогики2.
Как известно, пытливо осмысленный выбор своей профессии во многом определяет последующее отношение выпускника школы к занятиям в вузе, способствует его успешному вхождению в бытие социума и приносит удовлетворение в последующей профессиональной и жизненной деятельности. В выборе специальности школьник не всегда прислушивается к совету родителей, других авторитетов и к рекомендациям школьной службы профориентации. Пожалуй, чаще он обращается к Интернету. Но подчас тот дезориентирует. Так, профессию культуролога Интернет относит к числу «не очень востребованных и не высоко оплачиваемых»3. Однако такое «прагматичное» мнение об этой гуманитарной профессии могут разделить только ограниченные обыватели.
Пусть школьник имеет в виду, что гуманитарное образование в вузе наиболее эффективно способствует его социализации и успешному вхождению в жизнь общества. «Процесс социализации человека, — констатирует психолог П.И. Александрович, — продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя: формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности и целеустремленности; развитие потребности и умения работать в коллективе; стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств»4.