По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.1

О нравственном и гражданском становлении культуролога

Писманик Матвей Григорьевич ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры», Россия, 614000, Пермь, ул. Газеты «Звезда», 18, E-mail: mg-pismanik@yandex.ru

В статье высказан ряд конструктивных соображений концептуального и методологического плана относительно нравственного и гражданского формирования студентов-культурологов.

Литература:

1. Бенин В.Л. Культура. Образование. Толерантность. — Уфа: БГПУ, 2011. — 192 с.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М.: Аспект-пресс, 2000. — 591 с.

3. Мень Александр. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. — М.: Фонд им. Александра Меня, 1995. — 672 с.

4. Митрохин Л.Н. Религия и культура. (Философские очерки). — М.: Институт философии РАН, 2000. — 318 с.

5. Писманик М.Г. Религиоведение. — М.: Юнити, 2009. — 279 с.

6. Писманик М.Г. Религия в культуре и в гражданском единении. — Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2019. — 452 с.

7. Религия в истории и культуре: учебник / Под ред. М.Г. Писманика. — М.: Юнити, 2000. — 591 с.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. — М.: Согласие, 2010. — 672 с.

Выпускник школы, осваивающий профессию культуролога, должен осознанно «конструировать» себя как духовно развитый человек, глубоко приобщенный к духовной культуре. Говоря о культуре в широком смысле, А.Я. Флиер выделяет несколько основных процессов, формирующих духовно развитого человека: а) его социализация и инкультурация1, становление человека как члена общества и как неповторимой индивидуальности; б) воспитание нравственных начал в человеке, гуманности, терпимости, чувства сострадания; в) развитие творческих потенций, заложенных в человеке генетически; г) наличие гуманитарной эрудиции — знаний в области истории, филологии, искусствознания, религиоведения, педагогики2.

Как известно, пытливо осмысленный выбор своей профессии во многом определяет последующее отношение выпускника школы к занятиям в вузе, способствует его успешному вхождению в бытие социума и приносит удовлетворение в последующей профессиональной и жизненной деятельности. В выборе специальности школьник не всегда прислушивается к совету родителей, других авторитетов и к рекомендациям школьной службы профориентации. Пожалуй, чаще он обращается к Интернету. Но подчас тот дезориентирует. Так, профессию культуролога Интернет относит к числу «не очень востребованных и не высоко оплачиваемых»3. Однако такое «прагматичное» мнение об этой гуманитарной профессии могут разделить только ограниченные обыватели.

Пусть школьник имеет в виду, что гуманитарное образование в вузе наиболее эффективно способствует его социализации и успешному вхождению в жизнь общества. «Процесс социализации человека, — констатирует психолог П.И. Александрович, — продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя: формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности и целеустремленности; развитие потребности и умения работать в коллективе; стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств»4.

Для Цитирования:
Писманик Матвей Григорьевич, О нравственном и гражданском становлении культуролога. Вопросы культурологии. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: