По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340:167/168 DOI:10.33920/nik-02-2107-09

О новом учебнике по научно-методической и науковедческой подготовке аспирантов и докторантов

Мархгейм Марина Васильевна ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», 308015, Россия, Белгород, ул. Победы, д. 85, E-mail: markheim@bsu.edu.ru, ORCID https://orcid.org/0000-0002-9456-1137
Ключевые слова: научно-методическая подготовка, наука, прикладная аналитика, исследовательский метод, инновации

Настоящая публикация является рецензией на учебник И.В. Понкина и А.И. Редькиной «Методология научных исследований и прикладной аналитики» (М.: Буки Веди, 2020. — 365 с.). Автор раскрывает содержание учебника, его структуру, особенности представления текста, язык, говорит о доказательности этой работы и продуманности ее методологического аппарата. Одновременно в статье отмечается, что данный учебник существенно отличается от существующего комплекса образовательной литературы, что в значительной мере составляет его оригинальность.

Литература:

1. О нежелании студентов заниматься наукой. Резолюция 1528 (2006) // Парламентская ассамблея [Электронный ресурс]. — URL: https://www.coe.int/T/r/ Parliamentary_Assembly/[Russian_documents]/[2006]/[SanMarino2006]/Res1528_ rus.asp (дата обращения: 12.02.2021).

2. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: учебник / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. — М.: Буки Веди, 2020. — 365 с.

1. O nezhelanii studentov zanimat'sya naukoy. Rezolyutsiya 1528 (2006) // Parlamentskaya assambleya [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.coe.int/T/r/ Parliamentary_Assembly/[Russian_documents]/[2006]/[SanMarino2006]/Res1528_ rus.asp (data obrashcheniya: 12.02.2021).

2. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Metodologiya nauchnykh issledovaniy i prikladnoy analitiki: uchebnik / Institut gosudarstvenno-konfessional'nykh otnosheniy i prava. — M.: Buki Vedi, 2020. — 365 s.

Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы от 17.11.2006 № 1528 (2006) «О нежелании студентов заниматься наукой» подняла соответствующую проблему, выделив в числе причин такого спада интереса следующие: «образование, получаемое учащимися, носит слишком абстрактный характер, зачастую слишком отдалено от их повседневного опыта и собственных интересов. Вместо того чтобы воспользоваться их любознательностью и опереться на весьма положительный образ ученых и науки, сформировавшийся у учащихся в начальной школе, система научного образования отталкивает их от себя; образ ученого в СМИ не очень привлекает молодежь в возрасте 15 лет и старше и не способствует тому, чтобы они задумались о карьере ученого; изучение научных дисциплин воспринимается, и небезосновательно, как более сложное и продолжительное, по сравнению с другими дисциплинами…» [1].

Но проблема много глубже, нежели слишком высокая сложность изложения материала в преподавании студентам методологии науки. Основная проблема — в отсутствии (или, во всяком случае, — исчерпании пальцев одной руки для подсчета таковых) хороших учебников, по которым можно было бы их учить этому.

Каким должен быть «котел», в котором нам надлежит готовить будущих ученых, которые действительно сумеют сдвинуть науку в прорывных направлениях, смогут самостоятельно расти и дорасти до уровня основателей своих собственных научных школ. Как заложить в них это? Что именно и в каком порядке им следует начитывать? В какие прикладные исследовательские задачи их надлежит погружать? Как им прививать культуру современной научной работы и в чем она состоит, эта самая культура научной работы? Как создать научный коллектив и что таковой онтологически собой представляет?

Изложение искушенным рассказчиком основ, технологий, тонкостей научного мышления и познания и научения всему этому — такая литература всегда была и будет востребована. Но такой литературы выходит удручающе мало, и поэтому каждый новый том притягивает к себе внимание и интерес научно-педагогической общественности, экспертного сообщества. И дело не только в том, что вопрос, как и чему учить аспирантов и докторантов, это пока из разряда вечных вопросов, но и в том, что и самому никогда не вредно систематизировать свои познания, увидеть какие-то вещи, которые ранее ты просто упустил из виду или что сформулированы много более глубоко либо показаны с иного угла зрения, нежели ты привык воспринимать.

Для Цитирования:
Мархгейм Марина Васильевна, О новом учебнике по научно-методической и науковедческой подготовке аспирантов и докторантов. Ученый совет. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: