По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.71

О необходимости разработки технологий помощи неуспевающим школьникам с нарушениями здоровья

Рябова Ирина Викторовна канд. мед. наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, E-mail: RyabovaI@mgpu.ru
Соболевская Татьяна Александровна канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, E-mail: SobolevskayaTA@mgpu.ru
Степанов Сергей Юрьевич д-р психол. наук, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, E-mail: stepanovs@mgpu.ru
Семенова Елена Николаевна директор ГБОУ «Школа № 2051 города Москвы», Е-mail: ens1934@yandex.ru

В статье приводятся данные о школьных факторах риска. Обоснована необходимость разработки новых психолого-педагогических технологий помощи неуспевающим школьникам с нарушениями здоровья, а также методических рекомендаций и образовательных программ для школьных педагогов по данному вопросу.

Литература:

1. Альбицкий В. Ю. и др. Современные подходы к изучению заболеваемости детского населения // Российский педиатрический журнал. — 2009. — № 4. — С. 4–9.

2. Баранов А. А, Альбицкий В. Ю., Модестов А. А., Косова С. А., Бондарь В. И., Волков И. М. Заболеваемость детского населения России. — Москва: ПедиатрЪ, 2013. — 280 с.

3. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: монография / авт. колл.: С. Ю. Степанов, И. В. Рябова, Т. А. Соболевская и др. / под ред. С. Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2017. — 292 с.

4. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций: монография. — М.: Наука, 2000. — 178 с.

5. Степанов С. Ю., Кремер Е. З. От здоровьесберегающего образования к здоровьесозидающему // Образовательная политика. — 2011. — № 1 (51). — С. 88–91.

6. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Поленова М. А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. — 2014. — № 3 (252). — С. 28–30.

Данные официальной статистики, результаты исследований ученых различных отраслей и результаты профилактических осмотров учащихся неумолимо свидетельствуют о том, что на протяжении последних 30 лет состояние здоровья школьников в России перманентно ухудшается [1, 2].

Данные исследования последних лет, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, свидетельствуют о значительном росте неуспевающих учеников. Приводятся данные о том, что трудности в обучении испытывают 40 % школьников. Другие источники указывают на то, что число неуспевающих школьников в современной школе превышает 30 % от общего числа учащихся и составляет от 15 до 40 % в начальных классах [6].

Основные причины школьных трудностей связывают с внешними, внутренними и смешанными факторами.

Очевидно, что неблагоприятное влияние внешних и внутренних факторов приводит к возникновению школьных трудностей у ребенка. Пытаться изменить влияние этих факторов на ребенка, к сожалению, не под силу педагогическим работникам, однако можно изменить неблагоприятное влияние школьных факторов риска (педагогических факторов) на ребенка, так как они относятся к внешним факторам, которые поддаются корректировке.

К школьным факторам риска можно отнести интенсификацию учебного процесса, нерационально организованный процесс учебной работы (нагрузки), неправильно подобранные методики и технологии обучения, низкий уровень подготовки педагога (знаний) в вопросах организации процесса обучения и подходов в обучении с детьми, испытывающих школьные трудности.

Основная проблема заключается в том, что школьные факторы риска негативно влияют на организм ребенка комплексно, длительно (на протяжении 10–11 лет), затрагивая все сенситивные периоды развития ребенка.

До сих пор в педагогике нет четкого определения понятия «школьные трудности», а причины их возникновения столь многообразны, что на сегодняшний день нет четкой классификации данного понятия.

Тем не менее трудности обучения (learning disabilities) внесены в настоящее время в международную классификацию болезней DSMIV. По определению американского Центра детей с аномалиями NICHCY, в это понятие входят трудности чтения, письма, мышления и математики. Получается, что уже в начальной школе эти трудности проявляются, прежде всего, в нарушениях письма, чтения и счета, т. е. видах деятельности, наиболее востребованных социальной ситуацией развития ребенка [2].

Для Цитирования:
Рябова Ирина Викторовна, Соболевская Татьяна Александровна, Степанов Сергей Юрьевич, Семенова Елена Николаевна, О необходимости разработки технологий помощи неуспевающим школьникам с нарушениями здоровья. Санитарный врач. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: