Обязано ли казенное учреждение, созданное в целях реализации строительства объектов для государственных и муниципальных нужд, состоять в реестре саморегулируемых организаций? Какие последствия наступят в случае выхода из указанного реестра?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Казенное учреждение вправе осуществлять деятельность в области инженерных изысканий, проектирования, выполнения строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не являясь членом саморегулируемых организаций, в случаях, предусмотренных законом.
2. Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности в отсутствие обязательного для такой деятельности членства в саморегулируемых организациях.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее также — СРО) или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ.
По смыслу п. 16, п. 22 ст. 1, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52, чч. 1, 2 ст. 55.8 ГрК РФ застройщик, самостоятельно выполняющий работы по осуществлению инженерных изысканий, проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, выполняющий функций технического заказчика указанных работ, а также лица, выполняющие указанные работы и функцию на основании договора подряда, должны быть членами соответствующей саморегулируемой организации.
Исключения из данного правила предусмотрены ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.1, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
В качестве общего исключения для всех видов строительных/проектных/изыскательских работ законодатель предусмотрел право государственных учреждений не вступать в саморегулируемые организации в случаях: