По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О некоторых подходах к формированию новой модели аграрного отраслевого дополнительного профессионального образования в сценариях структурной адаптации экономики России

В. Г. Новиков д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса»
Е. А. Гридасова канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса»
С. А. Горохов Межрегиональная общественная организация «Научно-методический центр по проблемам сельской молодежи»
К. А. Егоров аспирант, ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса»

Выстраивание профессиональной траектории слушателей с учетом потребностей агросферы в условиях небывалого санкционного давления будет способствовать не только насыщению руководителей и специалистов востребованными знаниями и обретению новых компетенций, но и целесообразному перемещению носителей тех или иных компетенций (профессионально-человеческого ресурса) в новые активно развивающие отрасли АПК или диверсифицированные отрасли экономики на сельских территориях. В статье представлены некоторые подходы, позволяющие организовать образовательный процесс в организациях отраслевого допобразования с позиций большой гибкости с точки зрения форм, методов и места обучения. Показано, что основополагающими в ДПО должны быть два принципа: дифференциация обучения (разнообразие и систематизация способов, приемов, методов) и индивидуализация обучения (учет интересов, индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося). Реализация предложенных в статье подходов будет содействовать плавному переходу от преподавательско-центрической модели обучения к слушательско-центрической, что особое значение имеет для актуальных технологий развития кадрового потенциала АПК.

Литература:

1. Демишкевич Г. М., Шафиров В. Г. Мониторинг кадровой обеспеченности АПК как инструмент реализации кадровой политики отрасли в условиях модернизации экономики // Научнотехнологическое развитие аграрного сектора экономики страны в условиях глобальных вызовов и угроз // Сборник статей международной научно-практической конференции, 17–18 октября 2019 г. — М.: ФНЦ ВНИИЭСХ, 2019. — С. 507–510.

2. Долгушкин Н. К., Можаев Е. Е., Шестопалова Е. В., Новиков В. Г., Шайтан Б. И.Особенности интеграционных процессов в сфере дополнительного профессионального образования кадров АПК в Союзном государстве // Международная экономика. — 2022. — № 7. — С. 501–512.

3. Медведев А. В., Шайтан Б. И. Инновационное профессиональное образование как инструмент эффективного использования кадрового потенциала сельских территорий // Международный журнал экспериментального образования. — 2018. — № 3. — С. 17–21.

4. Можаев Е. Е. и др. Система кадрового обеспечения агросферы России: состояние, механизмы воспроизводства и направления развития. Аналитический материал / Е.Е. Можаев, Г. М. Демишкевич, В. Г. Новиков, Б.И. Шай тан, А. В. Горкин, Е.И. Семенова, Н.В. Новичков, А. В. Корниенко, Е. А. Гридасова, М. Ю. Борисов, В.Э. Багдасарян, Е. В. Шестопалова. — М.: ФБНУ «Росинформ агротех», 2021. — 395 с.

5. Новиков В. Г., Шестопалова Е. В., Мо жаев Е. Е. Основные тренды развития дополнительного профессионального образования АПК в условиях цифровизации // Экономика сельского хозяйства России. — 2022. — № 7. — С. 32–39.

6. Новиков В. Г., Шестопалова Е. В., Капранов М. Н., Горохов С. В. Методологическое обеспечение познания процессов современного кадроведения // Кадровик. — 2020. — № 7. — С. 50–56.

7. Проценко С. А., Горкин А. В., Васильева И. В., Можаев Е. Е. Формирование человеческого капитала в условиях экономики знаний // Вестник Екатерининского института. — 2022. — № 3. — С. 31–34.

8. Хангельдиева И. Г. Эдьютейнмент как философия и интегрированно-креативная технология современного образования // Aktuální Pedagogika/Vědeckovydavatelské centrum Sociosféra-CZ (Praha, Česká republika). — 2016. — № 1. — С. 13–18.

Перед российской экономикой остро стоит задача формирования высокотехнологичного агропромышленного комплекса, особое значение это приобретает в условиях необходимости структурной адаптации аграрного сектора и агропродовольственного рынка к экономическим санкциям, достижения технического и технологического суверенитета агросферы, а соответственно, быстрого насыщения кадрового потенциала АПК актуальным компетенциями. В этих условиях еще больше возрастет роль когнитивных технологий в сельском хозяйстве. Системная модернизация АПК на принципах импортозамещения требует принятия мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности, обеспечение трансфера отечественных технологий, новых достижений науки и практики, реализацию крупных межотраслевых прорывных проектов.

Специалисты, имеющие профессиональное образование, но желающие постоянно повышать уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом высокотехнологичного агропромышленного комплекса. Человек, для которого освоение новых навыков и знаний является потребностью, для АПК становится условием развития.

Новая модель аграрного дополнительного профессионального образования предполагает следующие принципиальные различия по сравнению с существующей:

1) система аграрного дополнительного профессионального образования должна стать инструментом интеллектуализации производства, в том числе за счет развития общих и профессиональных компетенций людей, занятых в АПК;

2) переход от сервисной функции ресурсного кадрового обеспечения отрасли к формированию драйвера развития АПК, технологической модернизации и повышения производительности труда;

3) переориентация акцента с социализации молодежи на подготовку современных менеджеров регионального развития.

Система аграрного образования должна стать источником развития АПК посредством модели интенсивного, а не экстенсивного развития, подразумевающего процесс обеспечения кадрами за счет развития человеческого капитала, усиления ориентации содержания образования на задачи производственного комплекса.

Для Цитирования:
В. Г. Новиков, Е. А. Гридасова, С. А. Горохов, К. А. Егоров, О некоторых подходах к формированию новой модели аграрного отраслевого дополнительного профессионального образования в сценариях структурной адаптации экономики России. Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: