Перед российской экономикой остро стоит задача формирования высокотехнологичного агропромышленного комплекса, особое значение это приобретает в условиях необходимости структурной адаптации аграрного сектора и агропродовольственного рынка к экономическим санкциям, достижения технического и технологического суверенитета агросферы, а соответственно, быстрого насыщения кадрового потенциала АПК актуальным компетенциями. В этих условиях еще больше возрастет роль когнитивных технологий в сельском хозяйстве. Системная модернизация АПК на принципах импортозамещения требует принятия мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности, обеспечение трансфера отечественных технологий, новых достижений науки и практики, реализацию крупных межотраслевых прорывных проектов.
Специалисты, имеющие профессиональное образование, но желающие постоянно повышать уровень своих навыков или получить новые, являются ключевым ресурсом высокотехнологичного агропромышленного комплекса. Человек, для которого освоение новых навыков и знаний является потребностью, для АПК становится условием развития.
Новая модель аграрного дополнительного профессионального образования предполагает следующие принципиальные различия по сравнению с существующей:
1) система аграрного дополнительного профессионального образования должна стать инструментом интеллектуализации производства, в том числе за счет развития общих и профессиональных компетенций людей, занятых в АПК;
2) переход от сервисной функции ресурсного кадрового обеспечения отрасли к формированию драйвера развития АПК, технологической модернизации и повышения производительности труда;
3) переориентация акцента с социализации молодежи на подготовку современных менеджеров регионального развития.
Система аграрного образования должна стать источником развития АПК посредством модели интенсивного, а не экстенсивного развития, подразумевающего процесс обеспечения кадрами за счет развития человеческого капитала, усиления ориентации содержания образования на задачи производственного комплекса.