По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.9

О некоторых аспектах поручения дополнительной внеучебной работы сотрудникам из числа профессорско-преподавательского состава

А.В. Дружинин кандидат теологии, ст. преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, советник при ректорате образовательного частного учреждения высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»

В статье анализируются актуальные проблемы правового регулирования и оплаты внеучебной работы профессорско-преподавательского состава в российских вузах. Автор рассматривает действующую нормативно-правовую базу, выявляет типичные противоречия и пробелы в локальных актах университетов, оценивает юридические и финансовые риски, связанные с ненадлежащей регламентацией этой деятельности. Отмечается, что недооценка данных рисков может повлечь для образовательных организаций негативные последствия — от административных штрафов до репутационного ущерба. В статье предлагается комплекс организационно-правовых и экономических мер по оптимизации регулирования и оплаты дополнительного труда преподавателей, обеспечению баланса интересов работников и работодателей в данной сфере. Автор приходит к выводу о необходимости актуализации локальной нормативной базы вузов, конкретизации обязанностей ППС в трудовых договорах, совершенствования системы эффективного контракта и внутреннего финансового контроля.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Доступ из справ.правовой системы «Гарант».

2. О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования: Письмо Минобрнауки России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 // ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2003. № 26; Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2003. № 23 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре: Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Положение о планировании и учете работы профессорско-преподавательского состава МГИМО МИД России. URL: https://mgimo.ru/upload/2018/09/polozhenie_oplanirovanii-i-uchete-raboty.pdf (дата обращения: 11.10.2024).

5. Положение о планировании и учете учебной работы кафедр и основных видов работ педагогических работников по основным профессиональным образовательным программам высшего образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет». URL: https://mgppu.ru/document/view/6291 (дата обращения: 11.10.2024).

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

9. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

12. Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года: Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 // Доступ из справ.правовой системы «Гарант».

13. Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения: экспертный доклад. URL: https://publications.hse.ru/books/publications.hse.ru/ books/214641903 (дата обращения: 11.10.2024).

15. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 6 апреля 2021 г. № 245 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

16. Положение о планировании учебной и внеучебной работы профессорско-преподавательского состава УВАУ ГА (И) по программам высшего и послевузовского профессионального образования. URL: https://www.uvauga.ru/docs/DocInstitut/planir_uch_vneuch_ rab.pdf (дата обращения: 11.10.2024).

17. Сборник лучших практик университетов программы «ПРИОРИТЕТ 2030» / Отдел экспертизы и сетевого взаимодействия ФГАНУ «Социоцентр». URL: https://practices. priority2030.ru (дата обращения: 11.10.2024).

В современных условиях развития российской системы высшего образования вопросы эффективного регулирования труда профессорско-преподавательского состава (ППС), в частности нормирования и оплаты их внеучебной деятельности, становятся одними из наиболее актуальных и дискуссионных. Это обусловлено рядом факторов, связанных как с новыми законодательными требованиями, так и с возрастающей ролью университетов в реализации государственной молодежной политики, воспитании гармонично развитой личности.

Ярким примером законодательных новаций, оказывающих непосредственное влияние на повышение значимости внеучебной работы ППС, является Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Его вступление в силу актуализировало необходимость более тщательного планирования и документирования воспитательной деятельности, усиления взаимодействия с обучающимися, учета их мнения при формировании и реализации рабочих программ воспитания, своевременного информирования всех участников образовательных отношений о достигнутых результатах.

Эффективная организация работы ППС является ключевым фактором обеспечения качества образовательного процесса и всестороннего развития потенциала вузов. Однако в практике управления персоналом высшей школы нередко возникают проблемы, связанные с правовым оформлением и справедливой компенсацией дополнительной нагрузки преподавателей, включаемой в их должностные обязанности и выходящей за их рамки.

Цель данного исследования заключается в комплексном анализе правовых аспектов и потенциальных рисков, возникающих при поручении и оплате дополнительной внеучебной работы ППС в российских университетах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить действующую нормативно-правовую базу, регулирующую труд научно-педагогических работников;

2) выявить основные юридические сложности и противоречия при регламентации внеучебной деятельности ППС;

Для Цитирования:
А.В. Дружинин, О некоторых аспектах поручения дополнительной внеучебной работы сотрудникам из числа профессорско-преподавательского состава. Юрист ВУЗа. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: