В современных условиях развития российской системы высшего образования вопросы эффективного регулирования труда профессорско-преподавательского состава (ППС), в частности нормирования и оплаты их внеучебной деятельности, становятся одними из наиболее актуальных и дискуссионных. Это обусловлено рядом факторов, связанных как с новыми законодательными требованиями, так и с возрастающей ролью университетов в реализации государственной молодежной политики, воспитании гармонично развитой личности.
Ярким примером законодательных новаций, оказывающих непосредственное влияние на повышение значимости внеучебной работы ППС, является Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Его вступление в силу актуализировало необходимость более тщательного планирования и документирования воспитательной деятельности, усиления взаимодействия с обучающимися, учета их мнения при формировании и реализации рабочих программ воспитания, своевременного информирования всех участников образовательных отношений о достигнутых результатах.
Эффективная организация работы ППС является ключевым фактором обеспечения качества образовательного процесса и всестороннего развития потенциала вузов. Однако в практике управления персоналом высшей школы нередко возникают проблемы, связанные с правовым оформлением и справедливой компенсацией дополнительной нагрузки преподавателей, включаемой в их должностные обязанности и выходящей за их рамки.
Цель данного исследования заключается в комплексном анализе правовых аспектов и потенциальных рисков, возникающих при поручении и оплате дополнительной внеучебной работы ППС в российских университетах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить действующую нормативно-правовую базу, регулирующую труд научно-педагогических работников;
2) выявить основные юридические сложности и противоречия при регламентации внеучебной деятельности ППС;