Образовательная система (педагогическая система, педагогический процесс) любого уровня — от дошкольного до высшего — включает педагога (воспитателя, учителя, преподавателя) и ее эффективность определяется профессиональными и личностными качествами именно педагога. На такую — ключевую роль педагога в образовательной системе указывали многие ученые, например, Г.А. Бордовский, Л.Ф. Колесников, Д.В. Степанов, Е.П. Тонконогая, Т.И. Шамова и др.
Исследователи вузовских образовательных систем — А.Г. Бермус, И.Е. Панова, А.И. Пульбере, Л.А. Санкин, Е.И. Сахарчук, также отмечают, что главный элемент эффективной модели высшего образования — это высочайший уровень его качества, который также зависит, в первую очередь, от профессионализма (готовности и способности эффективно работать) научно-педагогических работников, занятых в этой общественно и экономически важной сфере деятельности.
По нашему мнению, подчеркивание роли преподавателя в организации функционирования педагогической системы нисколько не противоречит студентоцентрической модели высшего образования, а лишь указывает на источник формирования теоретико-методологических, методико-предметных и психолого-педагогических основ педагогического процесса, и на ключевое условие качественного профессионального образования [13, 14, 18].
Анализ литературы показал, что направленные и систематические исследования проблем мониторинга наметились в отечественной педагогике в 80-90-х годах XX века, когда появились первые работы В.П. Беспалько, В.А. Кальней, В.С. Лазарева, Е.П. Тонконогой, Т.И. Шамовой и др., в которых основывалась теоретическая база разработок по управлению образованием [2, 4, 10, 12, 15 и др.]. В публикациях этих авторов были определены и раскрыты основные принципы и функции управления, содержание управленческой деятельности, заложившие основу для мониторинговых исследований.
В настоящее время ученые продолжают исследование вопросов управления качеством образования [2, 4, 9, 11, 16 и др.], подходов и механизмов управления им на основе мониторинга [9, 12, 16] предложены продуктивные модели мониторинга.