Статья поступила 12.06.2019
В настоящей статье анализируется выявленная зависимость между просмотром произведений живописи и психосоматическим состоянием зрителя. Практическая польза исследуемого эффекта, описываемого в настоящей статье, была обнаружена доктором Игорем Эдуардовичем Бендицким, открывшим в 1990-х годах эффект положительного воздействия просмотра определенных живописных работ на пациентов с различными патологиями позвоночника и крестцово-подвздошного сочленения [1]. Доктор И.Э. Бендицкий связал причину патологии этого типа с информационным воздействием на сознание населения России в конце ХХ века [2].
В конце ХХ века способы манипулирования сознанием человека приобрели достаточно изощренный инструментально-аппаратный уровень, в то время как механизмы противостояния или защиты от негативного информационного влияния не только не были разработаны, но тотальное информационное воздействие на население практически ничем не ограничивалось.
Сам исследователь, доктор Бендицкий, испытывал давление не только средств массовой информации, но и потока пациентов — больные невольно выступали в роли медиаторов информационного воздействия, оказывая на окружающих, и в том числе на доктора, негативное влияние.
Доктором диагностировано, что на фоне нарушений опорно-двигательной системы, позвоночника и таза у пациентов наблюдались различные страхи, нерешенные, гнетущие проблемы и навязчивые фобии.
Как лечащий врач, доктор Бендицкий был поставлен перед решением двух задач — найти способ снятия тревог, фобий, последствий психологического воздействия, устранить травмы и выработать защитные барьеры для отражения или нейтрализации негативного воздействия среды как на пациентов, так и на себя лично.
Последовательно анализируя группы симптомов наиболее характерных поражений органов позвоночника, доктор Бендицкий получает ответ, но не в виде текста, а как реакцию возбужденного сознания, проявившуюся в форме образов, линий и пятен достаточно устойчивого характера, которые он смог зафиксировать в форме картин, написанных в технике масла на холсте. Набор этих картин («Мироток») (см. рис. 7), по нашему мнению, корреспондируется с эмоциональными образами пятен и линий полотен В. Кандинского, с другой стороны, в картинах обнаруживаются элементы сакральной геометрии Леонардо да Винчи (перспектива, линии, пятна сфумато) [9].