Правительство разработало новую версию законопроекта о выявлении и ликвидации нелегальных свалок, который разграничивает полномочия муниципальных и региональных властей в этой сфере. Закон об отходах производства и потребления пред лагается дополнить новой главой VI.I «Выявление и ликвидация мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов» (ТКО).
«Ведомости» ознакомились с текстом законопроекта. Это уже вторая версия законопроекта Минприроды, прошлая публиковалась для общественного обсуждения в августе 2023 года. В новой главе содержатся две статьи.
В частности, в ст. 27.1 «Порядок выявления мест несанкционированного складирования ТКО» предлагается прописать, кто ответственен за нахождение нелегальных свалок. В границах населенных пунктов их выявляют органы местного самоуправления (МСУ), а за их пределами — региональные власти. В статье прописаны и два исключения. Свалки в границах участков, которые используются для деятельности Вооруженных сил, должны выявляться Минобороны или подведомственными ему организациями. А выявление свалок на территориях участков, которые предоставлены ФСБ, должны выявляться в рамках «проводимого подразделением данного органа» земельного или экологического надзора. В этой же статье прописывается процедура составления акта выявления места незаконной свалки и направления его тем, кто свалку создал, или собственникам земли.
Вторая новелла — ст. 27.2 «Ликвидация мест несанкционированного складирования ТКО». В ней говорится, что ликвидация свалки осуществляется тем, кто ее создал, и/или собственниками, землепользователями, арендаторами участков. Если же эти лица свалки не убрали, то органы МСУ или региональные власти (в зависимости от места расположения участка) должны ликвидировать свалку в течение двух лет в двух случаях. Во-первых, если создатели свалки или собственники участка через 30 дней после направления акта о выявлении свалки не откликнулись или со дня составления самого акта, если информации о том, кто свалку создал или кто собственник участка, нет.