По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О ликвидации нелегальных свалок

Правительство разработало новую версию законопроекта о выявлении и ликвидации нелегальных свалок, который разграничивает полномочия муниципальных и региональных властей в этой сфере. Законопроект вносит ряд существенных изменений в Закон об отходах. В первую очередь на муниципальные и региональные власти возлагается ответственность за выявление и организацию ликвидации несанкционированных свалок, происходит распределение компетенций и полномочий. Появляется и новая глава в законе, которая прописывает четкий порядок действий уполномоченных органов, сроки реагирования на выявление свалок и порядок и сроки их ликвидации. Уполномоченные органы будут обязаны сами ликвидировать несанкционированные свалки, если правообладатели участка или иные лица, виновные в захламлении, не убрали ее в течение 30 дней после получения акта. И уполномоченные органы смогут требовать возмещения расходов за это. Предлагаемый законопроектом механизм сводится к идее взыскания с виновных лиц расходов на проведение ликвидации постфактум. И также постфактум поступают в бюджет штрафы и плата за негативное воздействие, хоть они и носят целевой характер. В связи с этим возникают сомнения в том, насколько эффективно будут работать новые законоположения на местах.

Правительство разработало новую версию законопроекта о выявлении и ликвидации нелегальных свалок, который разграничивает полномочия муниципальных и региональных властей в этой сфере. Закон об отходах производства и потребления пред лагается дополнить новой главой VI.I «Выявление и ликвидация мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов» (ТКО).

«Ведомости» ознакомились с текстом законопроекта. Это уже вторая версия законопроекта Минприроды, прошлая публиковалась для общественного обсуждения в августе 2023 года. В новой главе содержатся две статьи.

В частности, в ст. 27.1 «Порядок выявления мест несанкционированного складирования ТКО» предлагается прописать, кто ответственен за нахождение нелегальных свалок. В границах населенных пунктов их выявляют органы местного самоуправления (МСУ), а за их пределами — региональные власти. В статье прописаны и два исключения. Свалки в границах участков, которые используются для деятельности Вооруженных сил, должны выявляться Минобороны или подведомственными ему организациями. А выявление свалок на территориях участков, которые предоставлены ФСБ, должны выявляться в рамках «проводимого подразделением данного органа» земельного или экологического надзора. В этой же статье прописывается процедура составления акта выявления места незаконной свалки и направления его тем, кто свалку создал, или собственникам земли.

Вторая новелла — ст. 27.2 «Ликвидация мест несанкционированного складирования ТКО». В ней говорится, что ликвидация свалки осуществляется тем, кто ее создал, и/или собственниками, землепользователями, арендаторами участков. Если же эти лица свалки не убрали, то органы МСУ или региональные власти (в зависимости от места расположения участка) должны ликвидировать свалку в течение двух лет в двух случаях. Во-первых, если создатели свалки или собственники участка через 30 дней после направления акта о выявлении свалки не откликнулись или со дня составления самого акта, если информации о том, кто свалку создал или кто собственник участка, нет.

Для Цитирования:
О ликвидации нелегальных свалок. Глава местной администрации. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: