По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2207-02

О квазисобственности граждан на земельные доли, утрате институтов, обеспечивающих рациональное использование и охрану сельскохозяйственных земель, неэффективности регулирования земельных отношений и управления сельскохозяйственными землями и деградации сельскохозяйственных угодий

Алакоз В.В. старший научный сотрудник, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва, E-mail: alakoz@vniiesh.ru

В конце 80‑х — начале 90‑х гг. прошлого столетия уже все осознали неэффективность централизованной модели управления хозяйственной деятельностью, приведшей к пустому бюджету, государственным долгам, развалу экономики, ставшему причиной распада страны. Упорное в течение многих предшествующих лет нежелание по идеологическим мотивам смены парадигмы централизованного управления экономикой на экономическое развитие, основанное на рыночных механизмах осуществления хозяйственной деятельности с минимально необходимым государственным ее регулированием в интересах общества, вынудило проводить революционные преобразования в сроки, требующие более продолжительного времени перехода от сугубо плановой экономики к рыночной с необходимым государственным участием, чем было отпущено новым руководством страны, в том числе и при проведении земельных преобразований. Государственное сопровождение земельной реформы фактически закончилось в 2000 г. с упразднением Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике, прекращением финансирования Федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999–2002 годы» и ликвидации в 2000–2004 гг. земельной службы в лице 75 государственных проектно-изыскательских институтов по землеустройству (Гипроземов) объединения РосНИИземпроекта и продолжением стихийных земельных преобразований невидимой рукой рынка со скупкой недооцененных сельскохозяйственных земель земельными спекулянтами для использования их в иных целях и отъемом земельных долей сельских жителей, формированием стотысячных и миллионногектарных землевладений, повсеместно истощительным использованием почвенного плодородия, с полупустым кадастром со спорными границами и серым рынком краткосрочной аренды сельскохозяйственных земель, с малоземельем при земельном изобилии. Обо всем об этом и мерах по рационализации сельскохозяйственного землепользования в этой статье.

Литература:

1. Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999–2002 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694.

2. Шагайда Н.И., Алакоз В.В. Земля для людей. Центр стратегических разработок. Экономическое развитие. — М., июль 2017.

3. Алакоз В.В. Факторы влияния на использование имеющегося потенциала сельскохозяйственных земель, пространственное развитие сельскохозяйственного землепользования, его расширение или сжатие // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2022. — № 1. — С. 5–15.

В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 г., работникам акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий членам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе были бесплатно переданы земельные участки на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе в расчете на одного человека, имеющего право на бесплатное получение земельной доли. Государственный акт на право собственности выдавался соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, их границ на картографическом материале, списка собственников и земельной доли каждого из них с учетом уровня продуктивности земель, определяемого по данным внутрихозяйственной оценки земель (баллогектарам). Право собственников на земельную долю удостоверялось специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывался размер земельной доли. Каждый член сельскохозяйственного предприятия при выходе из него имел право на получение своей доли в виде земельного участка для использования его в сельскохозяйственных целях. Земельная доля могла быть передана по наследству, а наследник земельной доли обладал такими же правами, как и член сельскохозяйственного предприятия.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии Аграрной Реформы в России» выдел земельного участка в натуре в счет земельной доли с учетом требования по рациональной организации территории и компактного землепользования и оформление права собственности на земельный участок с удостоверением права собственности на землю свидетельством, подлежащим регистрации в регистрационной (поземельной) книге, производился комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок с установлением и оформлением границ земельного участка и выдачей чертежа границ.

Для Цитирования:
Алакоз В.В., О квазисобственности граждан на земельные доли, утрате институтов, обеспечивающих рациональное использование и охрану сельскохозяйственных земель, неэффективности регулирования земельных отношений и управления сельскохозяйственными землями и деградации сельскохозяйственных угодий. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: