По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43

О культурном образе Героя в современном кинематографе

Гуреев Максим Вячеславович МАОУ «Гимназия № 3» (Центр экологического образования, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха), Россия, 173025, Великий Новгород, ул. Зелинского, 30, E-mail: maksimgureev@yandex.com

Данная статья посвящена обзорному анализу образа Героя в современном кинематографе. Используя сопоставительный и другие исследовательские подходы, автор рассматривает наиболее эпохальные, на его взгляд, примеры, отсеивая образцы заведомо бесперспективного китча. Один из главных содержательных аспектов касается дефиниций, которые автор даёт Герою.

Статья поступила 17.08.2017 г.

Исследования по данной тематике, действительно, очень интересны и по-настоящему актуальны; принципиальный вопрос состоит только в том, что правомерно брать за точку отсчёта, каким определением Героя пользоваться, по каким критериям отличать его от других персонажей? Если, в первую очередь, воспользоваться методом доказательства от противного (который хорошо известен нам ещё по курсу школьной математики), то в процессе исключения из исследовательского поля зрения лишних объектов мы точно определим, что герои — это точно не перекачанные дебилы из американских боевиков, крушащие всё и вся на своём пути. С физической точки зрения, им это несложно, а с моральной — они не предпринимают никаких сверхобывательских усилий для того, чтобы стать благороднее и мудрее. Следовательно, такие персонажи героями точно не являются.

Герой, согласно классическому определению с античными корнями, — это человек, который значительно выделяется на фоне других людей своими мужеством, храбростью, умением контролировать ситуацию и, что называется, сохранять лицо, то есть, даже реализуя сверхчеловеческие, казалось бы, усилия и поступки. При этом данный персонаж всегда делает это ДОСТОЙНО, без лишних истерик и психических срывов. Таким образом, люди с неустойчивой психикой (алкоголики, наркоманы и т. д.) героями также не являются, хотя примитивные американские же «блокбастарды» могут утверждать своими имбецильными образами обратное.

Выявление интересующего нас типажа в музыкальной сфере представляется гораздо более оперативным, а герои — более очевидными. Виктор Цой до сих пор остаётся практически ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, создавшим тот образ Героя, до которого до сих пор не смогли дотянуться никакие другие музыканты (ни отечественные, ни зарубежные; ни рок-направления, ни, тем более, поп!). По степени героичности с ним могут быть сопоставимы разве что только Игорь Тальков и Константин Кинчев, не боявшиеся, живя в «совке», обнажать острые социально-политические проблемы, давать им свою самостоятельную и более-менее взвешенную оценку (пусть временами и чрезмерно экспрессивную). Что касается Юрия Шевчука и других подобных ему певцов и музыкантов, то это — уже совершенной иной, несопоставимый с В. Цоем уровень; люди другого, более развитого интеллектуального поля… Решительность взгляда лидера «КИНО» на сцене, гордая (но не горделивая!) осанка и другие выражения творческой натуры создают ощущение, что он в любой миг готов сорваться в бой, если только увидит на горизонте несправедливость и другие пороки.

Для Цитирования:
Гуреев Максим Вячеславович, О культурном образе Героя в современном кинематографе. Вопросы культурологии. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: