Статья поступила 17.08.2017 г.
Исследования по данной тематике, действительно, очень интересны и по-настоящему актуальны; принципиальный вопрос состоит только в том, что правомерно брать за точку отсчёта, каким определением Героя пользоваться, по каким критериям отличать его от других персонажей? Если, в первую очередь, воспользоваться методом доказательства от противного (который хорошо известен нам ещё по курсу школьной математики), то в процессе исключения из исследовательского поля зрения лишних объектов мы точно определим, что герои — это точно не перекачанные дебилы из американских боевиков, крушащие всё и вся на своём пути. С физической точки зрения, им это несложно, а с моральной — они не предпринимают никаких сверхобывательских усилий для того, чтобы стать благороднее и мудрее. Следовательно, такие персонажи героями точно не являются.
Герой, согласно классическому определению с античными корнями, — это человек, который значительно выделяется на фоне других людей своими мужеством, храбростью, умением контролировать ситуацию и, что называется, сохранять лицо, то есть, даже реализуя сверхчеловеческие, казалось бы, усилия и поступки. При этом данный персонаж всегда делает это ДОСТОЙНО, без лишних истерик и психических срывов. Таким образом, люди с неустойчивой психикой (алкоголики, наркоманы и т. д.) героями также не являются, хотя примитивные американские же «блокбастарды» могут утверждать своими имбецильными образами обратное.
Выявление интересующего нас типажа в музыкальной сфере представляется гораздо более оперативным, а герои — более очевидными. Виктор Цой до сих пор остаётся практически ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, создавшим тот образ Героя, до которого до сих пор не смогли дотянуться никакие другие музыканты (ни отечественные, ни зарубежные; ни рок-направления, ни, тем более, поп!). По степени героичности с ним могут быть сопоставимы разве что только Игорь Тальков и Константин Кинчев, не боявшиеся, живя в «совке», обнажать острые социально-политические проблемы, давать им свою самостоятельную и более-менее взвешенную оценку (пусть временами и чрезмерно экспрессивную). Что касается Юрия Шевчука и других подобных ему певцов и музыкантов, то это — уже совершенной иной, несопоставимый с В. Цоем уровень; люди другого, более развитого интеллектуального поля… Решительность взгляда лидера «КИНО» на сцене, гордая (но не горделивая!) осанка и другие выражения творческой натуры создают ощущение, что он в любой миг готов сорваться в бой, если только увидит на горизонте несправедливость и другие пороки.