Трудовой комплаенс — это система мер, направленных на соблюдение норм и стандартов трудового законодательства, а также внутренних регламентов компании. В условиях глобализации и ужесточения требований со стороны государственных органов внедрение трудового комплаенса становится неотъемлемой частью управления рисками и повышения репутации организации. Основная цель трудового комплаенса сводится как к минимизация рисков нарушения трудового законодательства, которые влекут за собой штрафы и судебные разбирательства, так и к созданию прозрачной системы управления трудовыми отношениями, способствующей формированию доверительных отношений между работниками и руководством, что положительно сказывается на бизнесе и обеспечивает снижение текучести кадров.
Цель исследования: разработать механизмы внедрения трудового комплаенса в структуру управления организации.
Материалы и методы исследования: в ходе исследования были применены следующие методы: анализ и синтез, группировка, а также логический и системный подходы.
Предприятия, работающие без системы трудового комплаенса, подвергают себя серьезным рискам, которые несут такие возможные последствия, как снижение эффективности функционирования компании. С другой стороны, те компании, которые готовы внедрять систему, не имеют точного алгоритма действий, который помогал бы им при выстраивании сложных рабочих процессов.
Предложим алгоритм, по которому предприятия смогут минимизировать риски процесса внедрения новой структуры (см. рис.) [1; 2].
Заранее оговоримся, что внедрение трудового комплаенса — это непрерывный процесс. Необходимо регулярно пересматривать политику, проводить аудит и вносить изменения в соответствии с изменениями в законодательстве и внутренней среде компании.
Первым шагом для создания системы трудового комплаенса необходимо обосновать целесообразность ее введения, то есть обозначить цель и задачи. Например, целью может быть минимизация рисков предприятия в управлении персоналом и тем самым повышение работоспособности предприятия. Задачами будут являться проверка на соответствие существующих локальных нормативных актов компании, внесение правок или дополнение документации по необходимости, обеспечение кадровой безопасности, в том числе регулирование нормы текучести персонала, установление потребности в человеческих ресурсах и корректировка данных, анализ организации со стороны видения сотрудников.