В работе [1] подчеркивается важность процесса аудита системы менеджмента качества (СМК), поскольку аудит является фундаментальной основой оценки СМК с точки зрения ее работоспособности и зрелости. Отметим необходимость постоянного профессионального развития аудиторского состава. Участие в семинарах, курсах повышения квалификации и специализированных конференциях помогает аудиторам в поиске направлений улучшений в процессе аудита [2]. Такой подход способствует созданию адаптивной и знающей команды аудиторов, что, безусловно, благоприятно сказывается на общем уровне надежности и качества управляемых процессов.
Компетентность аудиторов напрямую влияет на результат и процесс проведения аудитов. Согласно ГОСТ Р ИСО 19011-2021 компетентность — это способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов. Общая компетентность аудиторской группы должна быть достаточной для выполнения целей аудита.
Оценка компетентности аудиторов СМК включает в себя несколько аспектов: наличие необходимого образования и квалификации, опыт работы в данной области, а также способность к критическому анализу и принятию обоснованных решений [3]. Важно, чтобы оценка компетентности была системным процессом, поддерживаемым организацией на всех уровнях, а не ограничивалась лишь редкими проверками. Стандарт ISO 19011 содержит в себе систематизированный план анализа задач и возможностей аудита, подчеркивает его роль в институте качества [4]. Другим аспектом оценки компетентности аудиторов является интеграция теоретических знаний с практическим опытом. Аудиторы должны не только осваивать профессиональные стандарты, но и применять их на практике, что требует регулярного обновления навыков и адаптации к изменениям в законодательстве и внутренней среде предприятия. Это позволяет им разрабатывать необходимые контрольные листы для проведения внутренних аудитов [5] и эффективно выявлять риски для обеспечения контроля качества на всех этапах аудита [6].
Кроме того, профессиональные аудиторы должны обладать высокой степенью эмоционального интеллекта, что включает в себя умение слушать работников предприятия и строить доверительные отношения в ходе аудита. Успешное взаимодействие с коллегами способствует созданию положительного имиджа аудиторской группы и укрепляет доверие к результатам аудита [7]. Чем выше уровень доверия к аудиторам, тем более эффективно осуществляется управление рисками в системе менеджмента качества предприятия. Поэтому в условиях изменяющей внутренней и внешней среды, аудиторы должны постоянно адаптироваться и повышать свою квалификацию [8].