По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

О ключевом региональном приоритете внешней политики России

Клепацкий Лев Николаевич кандидат философских наук, доцент кафедры дипломатии и консульской службы, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России», 119034, Россия, Москва, ул. Остоженка, 53/2, стр. 1, E-mail: kln@inbox.ru

Государственными структурами страны ведется разработка новой концепции внешней политики государства. Геополитическая ситуация резко изменилась и прежняя концепция уже не отражает новую реальность. Концепция будет определять основные приоритеты страны, включая региональные. В прежних документах приоритетное место среди них занимало европейское. В связи с возросшей динамикой политических, экономических процессов в Азии, увеличением ее удельного веса в мировой экономике, нарастание потенция конфликтности в этом регионе и, следовательно, необходимости решения проблем региональной безопасности Россия должна поставить своим ключевым региональным приоритетом азиатское направление. Это — объективная необходимость. В статье рассматриваются факторы, способствующие разработке проекта формирования «объединенной Европы» под эгидой ЕС, перед которым ставилась цель уменьшения влияния России на общеевропейские процессы и оттеснение ее в азиатскую часть евразийского пространства. Евразия должна занять должное место в новой концепции внешней политики России. Помимо развития отношений с ведущими странами Азии, с АСЕАН наполнение этих отношений соответствующим содержанием ставка должна быть сделана на развитие интеграции в рамках ЕС, которая не остается рыхлой интеграцией. К тому же страны запада усилили давление на государства Центральной Азии с целю оторвать их экономику от экономики России. Укрепление ЕАЭС отвечает интересам не только нашей страны, но и центральноазиатским государствам, поскольку по отдельности им трудно противостоять более крупным игрокам в Азии. Объединённый потенциал стран ЕАЭС с учетом сотрудничества с ними Узбекистана — это рынок в 23 млн человек. Это достаточно самообеспеченный рынок, располагающий крупными ресурсами, поэтому развитие потенциала ЕАЭС, укрепление его позиций как интеграционного объединения должно занять ключевое место в региональных приоритетах внешней политики нашей страны.

Традиционно в концепции внешней политики России наряду с характеристикой основных трендов мировой политики определяются и региональные приоритеты внешнеполитической деятельности государства. Новая геополитическая ситуация, сложившаяся после начала специальной военной операции и реакции на нее стран западного (евроатлантического) сообщества еще более обострила необходимость кардинально иного подхода к определению главных региональных приоритетов внешней политики страны.

Несмотря на провозглашение многополюсности современных международных отношений, наша внешнеполитическая деятельность основное предпочтение отдавала европейскому направлению. Фиксируя, что мировое развитие, прежде всего в экономическом измерении, сдвигается в широкое азиатское пространство, что резко влияет на параметры нашего положения между Востоком и Западом и между Европой и Азией, мы по-прежнему пристрастно наблюдаем за процессами европейской части и реагируем на них, не всегда имея реальные возможности влиять на них. Это так, но не признаем этого. Поэтому одна из проблем в определении основного регионального приоритета заключается в преодолении евроцентризма в нашем внешнеполитическом сознании.

Ситуация, сложившаяся в наших отношениях с Евросоюзом, уходит своими корнями в 90-е гг. прошлого столетия. Именно в этот период и даже раньше западноевропейские элиты разработали и стали реализовывать политический проект превращения интеграционного сообщества (ЕЭС) в политическое объединение с постепенным расширением его географических рамок, сначала за счет стран Восточной Европы, а затем Юго-Восточной и Балканских стран. И если на первых порах старались выдерживать экономические критерии их приема в Евросоюз, то затем политическая целесообразность стала доминировать. Это подчеркивает, что создание Евросоюза было нацелено на объединение европейских стран в политико-экономический союз под эгидой ЕС.

При этом Евросоюз руководствовался идеей формирования многополярной системы международных отношений после окончания холодной войны. И в этой нарождающейся системе Евросоюз хотел занять подобающее место: он был второй экономикой в мире и хотел иметь более-менее адекватное влияние на международные политические, а не только экономические процессы. Отказ западноевропейских ведущих государств от национальных валют в пользу коллективной должен был служить указанной цели. Формирование ЕС в качестве одного из центров многополярного мира выступало в качестве стратегической задачи и предполагало выстраивание баланса интересов с другими крупными центрами нового формирующегося миропорядка. Прежде всего это касалось отношений с США и Российской Федерацией.

Для Цитирования:
Клепацкий Лев Николаевич, О ключевом региональном приоритете внешней политики России. Дипломатическая служба. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: