Для того чтобы обеспечить единство в регулировании труда женщин, необходимо использовать не только общие нормы трудового законодательства, применяемые ко всем гражданам, но и специальные нормы, распространяющиеся только на лиц женского пола. Взаимозависимость общих и специальных норм в науке трудового права рассматривается в свете такого явления, как единство и дифференциация. Нельзя не отметить, что всякое единство (равенство) должно быть установлено на уровне Основного закона страны в целях недопущения какой-либо дискриминации.
Для трудового права, как и для любой другой отрасли российского права, характерным является его единство, свидетельствующее о внутренней, неразрывной связи всей совокупности норм, регулирующих общественные отношения в сфере наемного труда.
Трудовое право как самостоятельная отрасль права обладает рядом характеризующих его специфических особенностей, к числу которых можно отнести дифференциацию трудового законодательства.
Как справедливо отмечается в литературе, дифференциацию правового регулирования трудовых отношений нельзя правильно понять, не выяснив вначале основные факторы, определяющие единство трудового права [1].
Что касается единства, то оно составляет характерную черту трудового права на всех этапах его развития. Значение слова «единство» в Большом толковом словаре русского языка раскрывается как «общность, цельность, отсутствие дробления, неделимость» [2].
Если дифференциация способствует единству трудового права, то единство создает условия для дифференциации правового регулирования труда [3].
По мнению Р.З. Лившица, «единство только тогда оказывается подлинным, когда оно дифференцировано, а дифференциация достигает цели только тогда, когда она едина… Иными словами, нет единства без дифференциации и нет дифференциации без единства» [4].
Единство трудового права обеспечивается также принципом равенства, который пронизывает правовые положения, определяющие предпосылки возникновения трудовых правоотношений и их содержание. Этот принцип лежит в основе трудовой правосубъектности, которая одинакова для всех граждан независимо от возраста, пола, национальности и расы, физиологических и иных признаков [5].