По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

О допустимых пределах ограничения трудовых прав госслужащих в РФ (на основе анализа правовых позиций Конституционного Суда РФ)

Амбарцумян Алекс Арменович Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Аленина Ирина Викторовна научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Соотнесение правового статуса государственных служащих и ординарных наемных работников в Российской Федерации свидетельствует о неравенстве правового положения названных категорий занятых профессиональной деятельностью лиц. Законность установления в отношении служащих дополнительных запретов и ограничений, расширение круга их обязанностей на протяжении последнего десятилетия регулярно становились предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ). Анализ правовых позиций высшего органа конституционного контроля позволяет прийти к следующим выводам.

Во всех постановлениях и определениях КС РФ подчеркивается, что наличие установленных в отношении служащих ограничений само по себе не может рассматриваться как дискриминация.

По мнению КС РФ, публичный характер осуществляемой служащими деятельности предопределяет право законодателя устанавливать особые правила регламентации их труда в целях решения целого комплекса политических, социально-экономических, организационных и иных стоящих перед государством задач, например, таких как повышения доверия общества к власти, защиты публичной власти от злоупотреблений, криминализации, внешнего влияния, достижение организационной стабильности государственного управления и т.д.

Так, КС РФ признает право государства вводить особые правила поступления на государственную службу, устанавливать специальный порядок ее прохождения, прекращения, предъявлять к лицам, замещающим соответствующие должности, дополнительные требования (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 № 14-П; Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 № 26-П).

Анализируя конституционность ограничений антикоррупционной направленности, КС РФ отмечает: «… правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений…», поэтому федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к лицам, занимающим публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в законности и бескорыстности их действий (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 № 26-П).

Не вызвала сомнений у КС РФ и правомерность включения в служебное законодательство запрета находиться на государственной службе лицам, не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований. Конституционный Суд счел, что такое ограничение «может рассматриваться как особое репутационное требование».

В соответствующем решении КС РФ отметил, что согласно Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, а проявление неуважительного отношения к данному общеправовому требованию ставит под сомнение способность такого гражданина к ответственному и добросовестному исполнению обязанностей государственной службы (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 № 26-П).

Для Цитирования:
Амбарцумян Алекс Арменович, Аленина Ирина Викторовна, О допустимых пределах ограничения трудовых прав госслужащих в РФ (на основе анализа правовых позиций Конституционного Суда РФ). Вопросы трудового права. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: