Во всех постановлениях и определениях КС РФ подчеркивается, что наличие установленных в отношении служащих ограничений само по себе не может рассматриваться как дискриминация.
По мнению КС РФ, публичный характер осуществляемой служащими деятельности предопределяет право законодателя устанавливать особые правила регламентации их труда в целях решения целого комплекса политических, социально-экономических, организационных и иных стоящих перед государством задач, например, таких как повышения доверия общества к власти, защиты публичной власти от злоупотреблений, криминализации, внешнего влияния, достижение организационной стабильности государственного управления и т.д.
Так, КС РФ признает право государства вводить особые правила поступления на государственную службу, устанавливать специальный порядок ее прохождения, прекращения, предъявлять к лицам, замещающим соответствующие должности, дополнительные требования (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 № 14-П; Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 № 26-П).
Анализируя конституционность ограничений антикоррупционной направленности, КС РФ отмечает: «… правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений…», поэтому федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к лицам, занимающим публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в законности и бескорыстности их действий (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 № 26-П).
Не вызвала сомнений у КС РФ и правомерность включения в служебное законодательство запрета находиться на государственной службе лицам, не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований. Конституционный Суд счел, что такое ограничение «может рассматриваться как особое репутационное требование».
В соответствующем решении КС РФ отметил, что согласно Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, а проявление неуважительного отношения к данному общеправовому требованию ставит под сомнение способность такого гражданина к ответственному и добросовестному исполнению обязанностей государственной службы (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2014 № 26-П).