По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330.101.54

Нужны ли российским компаниям новые рейтинги

Уланов В.Л. д-р экон. наук, профессор, НИУ ВШЭ, г. Москва

В статье раскрыто значение рейтингов при оценке состояния и перспектив развития промышленных компаний. Показано преобладающее влияние на имеющиеся рейтинги внешних факторов. Анализируется роль рейтинговых агентств в оценке привлекательности отечественного бизнеса. По мнению автора, следует организовать составление новых рейтингов с привлечением ресурсов, которыми располагают отечественные университеты.

Россия на пороге рецессии. Индекс восприятия коррупции, индекс деловой активности и другие критерии развития как отдельных компаний, так и экономики страны в целом демонстрируют снижение. Изменение отдельных параметров мало меняет оценку экономической ситуации: отток капитала из России в 2014 г. прогнозируется на уровне выше 100 млрд. долл. США, а в 2015 г. — ниже 100 млрд долл. США. Прогнозы по ВВП, инфляции и другим показателям корректируются в сторону более реалистичного варианта, т. е. ухудшаются.

При работе с рейтинговыми агентствами необходим переход от пассивной модели взаимодействия к более активному разъяснению ситуации. Следует ликвидировать различия в понимании информации, тогда появится перспектива поддержания на высоком уровне рейтингов — как суверенных, так и корпоративных.

Важнейшими характеристиками состояния отечественной экономики являются фондовые индексы: РТС и МВВБ, которые в последний год имеют устойчивую тенденцию к снижению. Картина на российском фондовом рынке в 2015 г. продолжит оставаться негативной. За этим кроются серьезные проблемы российских компаний. Развитие бизнеса требует продолжения работы в области поиска актуальных путей повышения рыночной капитализации, организационного оформления и распределения ответственности, а также корректировки политики раскрытия информации.

Бизнес базируется на инвестициях, его развитие требует дополнительного финансирования, в т. ч. и за счет кредитов. В этой связи важна роль рейтинговых агентств в оценке привлекательности отечественного бизнеса. Рейтинги компаний позволяют сформулировать прогнозы развития. Механизм кредитного рейтинга дает инвесторам информацию об инвестиционном объекте с позиции риска и таким образом оказывает влияние на их выбор. Хотя рейтинг представляет собой независимую оценку, но он не всегда способен дать своевременную информацию: например, о проблемной ситуации в таких компаниях, как Lehman Bros. (США), Enron (США), AIG (США) и т. д. в 2008 г. бизнессообщество было проинформировано с задержкой.

Для Цитирования:
Уланов В.Л., Нужны ли российским компаниям новые рейтинги. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: