По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Нужна ли новая модель организации и финансирования медицинской помощи в Российской Федерации: поиск решений

Кравченко Наталия Александровна доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории эффективности управления в здравоохранении НИИ ОЗ и УЗ ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, E-mail: na.kravchenko@yandex.ru
Рагозин Андрей Васильевич кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории эффективности управления в здравоохранении НИИ ОЗ и УЗ ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, E-mail: avragozin@mail.ru
Розанов Вячеслав Борисович доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории эффективности управления в здравоохранении НИИ ОЗ и УЗ ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, E-mail: vbrozanov@gmail.com

Сегодня перед российским здравоохранением стоит задача обеспечения общедоступной качественной медицинской помощи и высоких показателей здоровья населения в условиях необходимости снижения социальной нагрузки на бюджет и создания условий для устойчивого роста экономики. Реализуемая в России «гибридная» модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования с участием коммерческих страховых медицинских организаций оказалась дорогостоящей и малоэффективной с медицинской точки зрения, экономически ориентированной не на профилактику болезней, а на оказание максимальной помощи больным. Финансирование медицинской помощи на принципах коммерческого страхования противоречит по своей сущности принципам солидарной ответственности и справедливости. Авторами предложенная новая модель организации и финансирования медицинской помощи, которая лишена большинства недостатков существующей «гибридной» страховой модели. В рамках новой модели обеспечивается баланс интересов всех участников системы и приоритетное финансирование наиболее важных для сохранения жизни и здоровья людей видов медицинской помощи; происходит ограничение роста бюджетных расходов и налоговой нагрузки работодателей при одновременном увеличении реального финансирования лечебно-профилактических учреждений. При этом централизованная система организации медицинской помощи в сети лечебно-профилактических учреждений и подсистема управления потоками пациентов становятся важным инструментом снижения издержек на оказание медицинской помощи, повышения ее эффективности и доступности.

Литература:

1. Кучеренко В.З., Кравченко Н.А., Рагозин А.В. Кризис здравоохранения — диалектика решений: от «бизнеса на болезнях» и «медицинского коммунизма» к рентабельной экономике общественного здоровья // Экономика здравоохранения. — 2010. — № 3. — С. 5–16.

В России уже на протяжении 25 лет финансирование медицинской помощи осуществляется по так называемой страховой, точнее, «квазистраховой» модели, когда развитие получил коммерческий способ направления и расходования бюджетных средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в медицинские учреждения через страховые медицинские компании. Речь пойдет о целесообразности второго канала посреднических структур (наряду с фондами ОМС) для «доведения» денег до ЛПУ — исполнителей медицинских услуг, поскольку каждая дополнительная транзакция — это прежде всего потеря времени и большие неэффективные расходы. Но разве наша страна настолько богата, что может себе позволить потратить 25–35 млрд руб. на совершенно ненужную, да к тому же нелегитимную деятельность страховых компаний по якобы контролю качества медицинской помощи? Нельзя ли этот путь укоротить и достичь большей эффективности деятельности ЛПУ как с медицинской, так и с социально-экономической точки зрения?

Россия, как и многие развитые страны, стоит перед необходимостью поиска новой модели здравоохранения, позволяющей, с одной стороны, обеспечить общедоступность качественной медицинской помощи, высокие показатели здоровья населения и достойные доходы врачей, с другой — снизить налоги и социальную нагрузку на бюджет, создать условия для устойчивого роста экономики.

Актуальность разработки такой модели обусловлена угрозой финансовой и социально-политической нестабильности, которую несут неуправляемый рост медицинских расходов стареющего «общества потребления» развитых стран и недоступность медицинской помощи населению развивающихся стран. Сейчас у человечества нет готовых решений: к концу ХХ века был исчерпан ресурс модернизации «рыночной» (коммерческой) и социальной (бюджетной) моделей здравоохранения, а попытки их гибридизации оказались безуспешными. Проблема носит системный характер и своеобразно отражается практически в каждой стране (см. схему) [1].

Анализируя схему новой модели финансирования медицинской помощи, внимательный читатель обратит внимание на то, что она значительно проще и отвечает всем требованиям социального страхования, каким и должно быть ОМС в соответствии с основным законом страны (Конституция РФ, ст. 7, п. 41). На схеме представлены четыре основных блока: 1. Страхователь (основной плательщик) ® 2. Единый покупатель медицинской помощи (ФФОМС) ® 3. Единый производитель медицинской помощи (сеть ЛПУ) ® 4. Потребитель медицинской помощи (население РФ). По каждому из этих блоков представлены ключевые индикаторы эффективности (KPI), на достижение которых ориентирована вся система организации и финансирования медицинской помощи.

Для Цитирования:
Кравченко Наталия Александровна, Рагозин Андрей Васильевич, Розанов Вячеслав Борисович, Нужна ли новая модель организации и финансирования медицинской помощи в Российской Федерации: поиск решений. ГЛАВВРАЧ. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: