В России уже на протяжении 25 лет финансирование медицинской помощи осуществляется по так называемой страховой, точнее, «квазистраховой» модели, когда развитие получил коммерческий способ направления и расходования бюджетных средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в медицинские учреждения через страховые медицинские компании. Речь пойдет о целесообразности второго канала посреднических структур (наряду с фондами ОМС) для «доведения» денег до ЛПУ — исполнителей медицинских услуг, поскольку каждая дополнительная транзакция — это прежде всего потеря времени и большие неэффективные расходы. Но разве наша страна настолько богата, что может себе позволить потратить 25–35 млрд руб. на совершенно ненужную, да к тому же нелегитимную деятельность страховых компаний по якобы контролю качества медицинской помощи? Нельзя ли этот путь укоротить и достичь большей эффективности деятельности ЛПУ как с медицинской, так и с социально-экономической точки зрения?
Россия, как и многие развитые страны, стоит перед необходимостью поиска новой модели здравоохранения, позволяющей, с одной стороны, обеспечить общедоступность качественной медицинской помощи, высокие показатели здоровья населения и достойные доходы врачей, с другой — снизить налоги и социальную нагрузку на бюджет, создать условия для устойчивого роста экономики.
Актуальность разработки такой модели обусловлена угрозой финансовой и социально-политической нестабильности, которую несут неуправляемый рост медицинских расходов стареющего «общества потребления» развитых стран и недоступность медицинской помощи населению развивающихся стран. Сейчас у человечества нет готовых решений: к концу ХХ века был исчерпан ресурс модернизации «рыночной» (коммерческой) и социальной (бюджетной) моделей здравоохранения, а попытки их гибридизации оказались безуспешными. Проблема носит системный характер и своеобразно отражается практически в каждой стране (см. схему) [1].
Анализируя схему новой модели финансирования медицинской помощи, внимательный читатель обратит внимание на то, что она значительно проще и отвечает всем требованиям социального страхования, каким и должно быть ОМС в соответствии с основным законом страны (Конституция РФ, ст. 7, п. 41). На схеме представлены четыре основных блока: 1. Страхователь (основной плательщик) ® 2. Единый покупатель медицинской помощи (ФФОМС) ® 3. Единый производитель медицинской помощи (сеть ЛПУ) ® 4. Потребитель медицинской помощи (население РФ). По каждому из этих блоков представлены ключевые индикаторы эффективности (KPI), на достижение которых ориентирована вся система организации и финансирования медицинской помощи.