В настоящее время возникла необходимость поиска новой модели здравоохранения, позволяющей, с одной стороны, обеспечить общедоступность качественной медицинской помощи, высокие показатели здоровья населения и достойные доходы врачей, с другой – снизить налоги и социальную нагрузку на бюджет, создать условия для устойчивого роста экономики.
Разве наша страна настолько богата, что может себе позволить потратить 25–35 млрд руб. на совершенно ненужную, да к тому же нелегитимную деятельность страховых компаний по якобы контролю качества медицинской помощи? Нельзя ли этот путь укоротить и достичь большей эффективности деятельности ЛПУ как с медицинской, так и социально-экономической точек зрения?
Актуальность разработки такой модели обусловлена угрозой финансовой и социально-политической нестабильности, которую несут неуправляемый рост медицинских расходов стареющего «общества потребления» развитых стран и недоступность медицинской помощи населению развивающихся стран.
К концу ХХ в. был исчерпан ресурс модернизации «рыночной» (коммерческой) и социальной (бюджетной) моделей здравоохранения, а попытки их гибридизации оказались безуспешными. Проблема носит системный характер и своеобразно отражается практически в каждой стране (см. схему) [1].
Анализируя схему новой модели финансировании медицинской помощи, обратим внимание на то, что она значительно проще и отвечает всем требованиям социального страхования, каким и должно быть ОМС в соответствии с Основным законом страны (Конституция РФ, ст. 7, п. 41).
На схеме представлены 4 основных блока:
1) страхователь (основной плательщик);
2) единый покупатель медицинской помощи (ФФОМС);
3) единый производитель медицинской помощи (сеть ЛПУ);
4) потребитель медицинской помощи (население РФ).
По каждому из этих блоков представлены ключевые индикаторы эффективности (KPI), на достижение которых ориентирована вся система организации и финансирования медицинской помощи.