По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Нужен ли педагогическим работникам уполномоченный по правам учителей в Российской Федерации?

Рожко Г.Б. заведующая правовым отделом — главный правовой инспектор труда Центрального совета Профсоюза, канд. юрид. наук, преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»

Автор статьи, размышляя о том, нужна ли в стране должность уполномоченного по правам учителей, приходит к выводу, что действующее законодательство Российской Федерации в полной мере регулирует и обеспечивает защиту прав и законных интересов педагогических работников в сфере труда. Таким образом, введение должности Уполномоченного по правам учителей в Российской Федерации является избыточным с точки зрения имеющегося правового регулирования.

В Санкт-Петербурге разгорелся громкий скандал из-за поста, опубликованного в одной из социальных сетей Интернет педагогом 168-й гимназии Серафимой Сапрыкиной. Учитель написала, что ей «приказали уволиться» из-за чтения с десятиклассниками стихов Александра Введенского и Даниила Хармса. Педагог утверждает, что директор школы якобы назвала поэтов «врагами народа». Директор и городские власти данный факт отрицают.

Инцидент вызвал широкий общественный резонанс (https://www.bbc.com/russian/ news-60287504).

В связи с указанными событиями заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.А. Чернышов высказался о возможности учреждения должности Уполномоченного по правам учителей в Российской Федерации, отмечая, что в настоящее время педагогическое сообщество оказалось беззащитным перед реалиями современной жизни.

В этой связи следует отметить ряд социально-трудовых аспектов, имеющихся в действующем законодательстве Российской Федерации.

В первую очередь Конституция Российской Федерации (ст. 30), гарантируя право на объединение, особо выделяет право граждан создавать профессиональные союзы для защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

Право на объединение в профсоюзы, укрепление их правового положения является характерной особенностью демократического общества и важнейшей гарантией трудовых прав и интересов работников. Правовому статусу профессиональных союзов, их правам и гарантиям их деятельности по защите и представительству законных прав и интересов работников, а также праву на объединение граждан в профсоюзы в международных документах уделяется особое внимание (см., например, Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. (п. 4 ст. 23); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (п. 1 ст. 8); Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 22); Европейская социальная Хартия (ст.5); Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию» 1948 г.; Конвенция МОТ №98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» 1949 г. и др.).

Для Цитирования:
Рожко Г.Б., Нужен ли педагогическим работникам уполномоченный по правам учителей в Российской Федерации?. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: