На Всероссийской неделе охраны труда активно обсуждалась концепция «Нулевой травматизм» – Vision Zero, разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО). Создатели концепции считают, что цель ноль – это не утопия, а вполне достижимый результат, но лишь при условии, что усилия всех заинтересованных в решении проблемы травматизма сторон будут объединены и подкреплены международным опытом. Сейчас большое внимание уделено безопасности сотрудника на производстве, обеспечению его качественными СИЗ и созданию наиболее комфортных условий для работы. Все это делается в первую очередь для того, чтобы предотвращать аварии, травмы и болезни – это направление признано более перспективным, чем борьба с последствиями нарушений.
Своими корнями Vision Zero уходит в 90-е годы прошлого века. Тогда это была программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП. Ее основным принципом было не допустить дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом. Его еще называли принципом «нулевой терпимости», согласно которому нельзя относиться к смертям на дороге как к неизбежному злу, связанному с автомобилизацией. Основной подход программы к этой проблеме призван снять с водителей основную вину за смертельные происшествия на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, и производители автомобилей. Разработчики программы понимали, что водители – обычные люди и будут ошибаться всегда. Однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам. В результате внедрения программы, несмотря на увеличение парка транспортных средств, общее число смертей на дорогах сократилось. Так, например, Швеция в 1997 году приняла Vision Zero, надеясь полностью исключить смертность и травматизм в результате ДТП, и с 2000 года ей удалось сократить число смертей на дорогах наполовину. По сравнению с 1970 годом, когда в ДТП погибли 38 детей в возрасте до семи лет, в 2012 году на дороге погиб всего один ребенок этой возрастной группы. Сейчас показатель смертности от ДТП в этой стране составляет всего 3 человека на 100 тысяч населения. По сравнению, в Евросоюзе – 5,5; в США – 10; в России – 15,8 человек на 100 тысяч населения.