По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 502.15:2–42 DOI:10.33920/pol-01-2109-08

Нравственные аспекты охраны окружающей среды

Джафаров Азад Джафар оглу доцент кафедры общественных дисциплин, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, 1001, Баку, Азербайджан, Азадлыг, 16/21, Е-mail: jafarov.azad@mail.ru

Защита окружающей среды считается важным элементом в большинстве религий. Статья посвящена философскому осмыслению проблемы влияния религии на окружающую среду, поведения человека и отношения к природе. Религия всегда затрагивала проблему взаимоотношений человека и окружающего его мира. В существующих религиозных традициях сформировались различные идеалы взаимоотношений человека и природы. В результате мировоззренческие функции религии приобретают особое значение. В наше время религии могут быть духовным источником для развития и формирования экологической этики и природной эстетики. Религиозная этика пробуждает в людях сознание, отличное от материального и технологического мышления. Религия помогает людям понять, что их контроль над живым и неодушевленным миром не ограничен и что жестокость по отношению к природе обратится к ним. Религия учит людей, что цель жизни не в максимальном потреблении. В то время как технологии дают человеку физическую силу для создания или уничтожения мира, религия учит добродетели. Прямо или косвенно религия может быть мощным источником защиты окружающей среды. Поэтому нам нужно использовать возможности влияния религии для защиты природы. Характер влияния религии на современное состояние и развитие общества во многом зависит от взаимоотношений между людьми разных вероисповеданий. Религиозное сознание людей развивалось в направлении познания мира и его законов, методов практического использования. Некоторые религиозные идеологии обожествляют человеческую природу и отражают реакцию людей на окружающую среду. Религия как форма общественного сознания всегда, так или иначе, заботилась об отношениях человека с миром природы, традиционно выражала определенную нравственно-этическую заботу об окружающей среде и определяла моральные обязанности человека по отношению к окружающей среде.

Литература:

1. Hultkrantz, A. Ecology of Religion: Its Scope and Methodology // Religion and Reason / ed. by L. Honko. The Hague: Mouton Publishers, 1979. P. 221–235.

2. Tucker, Mary Evelyn. Worldly Wonder: Religions Enter Their Ecological Phase. Chicago, 2003.

3. Richard Foltz, ed., Worldviews, Religion, and the Environment: A Global Anthology, Belmont, CA: Wadsworth, 2002.

4. Merritt, Jonathan Green like God: unlocking the divine plan for our planet. New York: FaithWords, 2010.

5. Seyyed Hossein Nasr, Man and Nature: The Spiritual Crisis in Modern Man. Rev. ed. Chicago, Ill.: Kazi Publishers, 1997 [1967].

6. Bron Taylor, ed., Encyclopedia of Religion and Nature (2 volumes) London: Continuum International Publishing Group.

7. Kinsley, David. Religion and Ecology: Ecological Spirituality in a Cross-Cultural Perspective. Englewood Cliffs, N. J., 1995.

8. McNeill, J. R. Something New under the Sun: An Environmental History of the Twentieth-Century World. New York, 2000.

9. Nelson, Lance, ed. Purifying the Earthly Body of God. Albany, N. Y., 1998.

10. Coates, Peter. Nature: Western Attitudes since Ancient Times. Berkeley, Calif., 1998.

11. Cobb, John. Is it Too Late? A Theology of Ecology. 1972; reprint, Denton, Tex., 1995.

12. Barbour, Ian, ed. Western Man and Environmental Ethic. Reading, Mass, 1973.

13. Chapple, Christopher Key, ed. Jainism and Ecology: Nonviolence in the Web of Life. Cambridge, Mass., 2003.

14. McGrath, Alister. The Reenchantment of Nature: The Denial of Religion and the Ecological Crisis. New York, 2002.

15. Rasmussen, Larry. Earth Community, Earth Ethics. Maryknoll, N. Y., 1997.

16. Bayrakdar, M. İslam ve Ekoloji. Ankara: Diyanet İşleri Başkanlığı Yayınları.

17. Birləşmiş Millətlərin Ətraf Mühit Proqramı (YUNEP). Ədalət. 2010. 6 oktyabr. S. 5.

18. Əmirov M. İnsan və cəmiyyət. Ali məktəblərin tarix fakültəsi tələbələri üçün dərs vəsaiti. Bakı, ADPU-nun nəşriyyatı, 2010, 581 p.

19. Özdemir, İbrahim-Yükselmiş, Münir, Çevre Sorunları ve İslâm, DİB. Yay. Ankara: 1995.

20. Özdemir Recep. İslam da Çevre Hukukunun Genel Esasları. 2. Uluslararası çevre ve ahlak sempoziyumu bildiriler kitabı. 24–26 ekim Adıyaman Universitesi, 2014.

21. Hira və Səvr mağaralarında təmizlik işləri aparılacaq. http://deyerler.org/475517

22. Bayrakdar, M. Islam and Ecology. Ankara: Publications of the Presidency of Religious Affairs, 1997.

23. United Nations Environment Program (UNEP). Justice. 2010. October 6. P. 5.

24. Amirov M. Man and society. Textbook for students of history faculty of universities. Baku, ADPU publishing house, 2010, 581 p.

25. Özdemir, İbrahim-Yükselmiş, Munir, Çevre Sorunları ve İslâm, DİB. Summer. Ankara: 1995.

26. Özdemir Recep. General Principles of Environmental Law in Islam. 2. Book of announcements of the international environment and moral symposium. October 24–26 Adiyaman University 2014.

27. Hira and Sevr caves will be cleaned. http://deyerler.org/475517.

Грязная среда загрязняет душу человека,

грязные души загрязняют окружающую среду.

(Азиз Несин)

Я попросил дерево: скажи мне о Боге. И оно зацвело.

(Рабиндранат Тагор)

Поскольку люди тесно взаимосвязаны с природными системами, ухудшение окружающей среды непосредственно отражается и на состоянии общественного развития. На протяжении человеческой истории в результате потребительского, хищнического отношения к природе изменилась окружающая среда в худшую сторону. В качестве одной из важнейших причин экологического кризиса важен учет религиозных воззрений на окружающую среду. Исторически корни современного экологического кризиса в какой-то степени связаны с религиозным учением о сотворении мира. Вообще значение природы в жизни человека огромно. Природа — причина, основа и источник человеческого существования. Человек обязан природе своим происхождением и существованием. Человек является частью природы и может существовать только в природе и благодаря природе. Это значение природы для человека стало причиной того, что он стал первым субъектом религии, первым богом для человека. Самые древние религиозные взгляды были связаны с олицетворением природы, ее обожествлением. Экологические проблемы имеют антропологический характер, т. е. эти проблемы обычно создаются человеком, а не природой. По этой причине ответ на многие вопросы, поставленные экологическим кризисом, заключается не в экономике, биологии, технологиях или политике, а в человеческой натуре.

Следует отметить, что проблема взаимодействия религии и окружающей среды остается актуальной и в наше время. Религия как духовный институт общества усиливает чувство ответственности у людей. Одна из целей религии — относиться к жизни с уважением. Перспектива постепенного улучшения глобальной экологической ситуации во многом связана с возрождением моральных ценностей, религиозных и этнических норм. Связь между религией и окружающей средой рассматривали Эйк Халткранц [1], Мэри Эвелин Такер [2], Ричард Фолч [3], Джонатан Мерритн [4], Сейед Хусейн Наср [5], Брон Раймонд Тейлор [6], Дэвид Кинсли [7]], Джон Роберт Макнил [8], Нельсон Лэнс [9], Питер Коутс [10], Джон Кобб [11], Барбор Аян [12], Кристофер Чаппл [13], Алистер МакГрат [14], Ларри Расмуссен [15] и др.

Для Цитирования:
Джафаров Азад Джафар оглу, Нравственные аспекты охраны окружающей среды. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: